Вездесущий "альткам" — журнал За рулем

Вездесущий "альткам"

ВЕЗДЕСУЩИЙ «АЛЬТКАМ»

ТЕХНИКА

/ПО ВОДЕ

ВЕЗДЕСУЩИЙ «АЛЬТКАМ»

ВАРИАЦИЯ НА ТЕМУ АМФИБИИ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

О машинах с экзотической луноходно-бигфутовой внешностью мы уже слышали. Это «Лопасня», «Марш-1922», «Трекол-39041» и, наконец, спроектированный в НАМИ «Умка». Однако представленный здесь «Альткам-2992» во многом отличается от предшественников и стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе.

Снегоболотоходами на шинах низкого давления сравнительно давно занимаются фирмы «Арктиктранс» и «Трекол», накопив солидный опыт конструирования таких машин. «Альткам» оказался в некотором смысле догоняющим. Но эта роль не всегда плоха — можно учесть недостатки и преимущества предшественников, попытаться создать более совершенное изделие.

Основной элемент, общий для этих машин, — шины низкого давления. Именно они позволяют уверенно двигаться по песку, снежной целине, болоту и обеспечивают машине плавучесть. А еще эти шины не наносят непоправимого вреда плодородному слою почвы в тундре, изрядно исковерканному гусеничной и обычной колесной техникой. В отличие от конкурентов, на «Альткаме» предусмотрено регулирование давления воздуха в шинах с места водителя, что позволяет подбирать оптимальные его значения для разных условий, избежать мелкого ремонта колес в поле или сохранить плавучесть. На макетном «Альткаме», цена которого еще не определена, установлены бескамерные покрышки «Трекол», тогда как на машинах «Арктиктранса» применяются камерные шины.

Кузов — несущий двухобъемный, по автомобильной терминологии — трехдверный хэтчбек. Он выполнен из армированного пластика. Отказ от рамы позволил снизить массу — весьма важный параметр для машины этого класса. По сравнению с клепаными металлическими кузовами пластик технологичнее при мелкосерийном производстве. Кроме того, он обладает хорошими звуко- и термоизолирующими свойствами. Стоит отметить, что для таких автомобилей микроклимат в кабине особенно важен: ведь они призваны работать в жестких условиях с температурным диапазоном от плюс 30–40 до минус 40–50°С. На «Альткаме» проблема решена с помощью климатической установки и автономного подогревателя.

Независимая подвеска на поперечных рычагах с гидравлическими амортизаторами и винтовыми пружинами, в отличие от «Трекола» и «Умки» с уазовскими мостами, — более легкая и комфортная. Передний и задний мосты с гипоидной главной передачей от VAZ 2121. Привод колес — через бортовые редукторы валами с шарнирами равных угловых скоростей. Рабочая тормозная система — гидравлическая, двухконтурная с вакуумным усилителем; стояночная, также с гидроприводом, действует на задние колеса. Тормозные механизмы — дисковые, с подвижными суппортами и автоматической регулировкой зазоров. Рулевое управление с гидроусилителем позаимствовано у ГАЗ-2715 «Соболь».

Донором силового агрегата послужил серийный VAZ 21083: от него взяты коробка передач и двигатель, включая системы питания, зажигания и выпуска. Агрегат размещен в базе между передней и задней осью, поэтому распределение нагрузки по осям оптимальное. Водителю, сидящему впереди по центру, обеспечен равноценный обзор вправо и влево, что для внедорожника вполне логично и удобно. Между пассажирскими сиденьями, расположенными вдоль левого и правого бортов, — невысокая крышка моторного отсека. Открыв ее, можно добраться до двигателя, не выходя из кабины. Это немаловажно при эксплуатации в северных регионах.

«Альткам» движется по открытой воде с помощью водомета, приводимого в действие от двигателя через коробку отбора мощности. По желанию заказчика могут быть применены и другие варианты движителя: регулируемая по высоте дейдвудная труба с гребным винтом либо подвесной лодочный мотор.

Максимальное применение серийных деталей, узлов и агрегатов (за исключением бортовых редукторов и коробки отбора мощности) удешевляет конструкцию и обеспечивает высокую ремонтопригодность.

Еще одно принципиальное отличие «Альткама-2992» от остальных снегоболотоходов в том, что он будет сертифицирован как вcедорожный автомобиль. Значит, управлять им смогут водители с обычными удостоверениями и регистрироваться он будет в ГИБДД. Тогда как «Трекол», «Марш» и «Лопасня» допущены к эксплуатации только вне дорог, регистрируют их органы Гостехнадзора, а водители должны иметь «права» тракториста.

По проселочной дороге угнаться за «Альткамом» на обычном легковом автомобиле непросто. Большие колеса легко глотают мелкие и средние неровности, наводя на мысль, что подвеска, в общем-то, не нужна. Она вступает в работу лишь на пересеченной местности, вызывая чрезмерную раскачку кузова. Забегая вперед, скажем, что на серийных машинах вместо одинарных пружин будут устанавливать сдвоенные — более жесткие и энергоемкие, снижающие вероятность резонансных колебаний. Ознакомительный тест позволил оценить способность автомобиля преодолевать водные преграды. Средняя скорость передвижения на воде составила 5–7 км/ч. При этом машина уверенно входила в воду и выходила на берег.

Несмотря на некоторые недостатки, свойственные макетному образцу, «Альткам-2992» отвечает целям создателей. Его успех и продвижение на рынке внедорожников будет зависеть от того, насколько успешно фирма реализует намеченную программу, воплощаемую при поддержке Русского национального инвестиционного банка. До конца 2002 года планируется изготовить 20–30 автомобилей, чтобы завершить сертификационные работы и провести полномасштабные доводочные испытания, в 2003 году — довести выпуск до 300 шт., а в 2004-м — до 500.

Защита водомета и противоподкатный брус.

Задняя часть салона — грузопассажирская.

Архивная статья
 9093
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Оцените материал
0:0
Загрузка...