Вездесущий "альткам"

ВЕЗДЕСУЩИЙ "АЛЬТКАМ"

ТЕХНИКА

/ПО ВОДЕ

ВЕЗДЕСУЩИЙ "АЛЬТКАМ"

ВАРИАЦИЯ НА ТЕМУ АМФИБИИ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

О машинах с экзотической луноходно-бигфутовой внешностью мы уже слышали. Это "Лопасня", "Марш-1922", "Трекол-39041" и, наконец, спроектированный в НАМИ "Умка". Однако представленный здесь "Альткам-2992" во многом отличается от предшественников и стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе.

Снегоболотоходами на шинах низкого давления сравнительно давно занимаются фирмы "Арктиктранс" и "Трекол", накопив солидный опыт конструирования таких машин. "Альткам" оказался в некотором смысле догоняющим. Но эта роль не всегда плоха - можно учесть недостатки и преимущества предшественников, попытаться создать более совершенное изделие.

Основной элемент, общий для этих машин, - шины низкого давления. Именно они позволяют уверенно двигаться по песку, снежной целине, болоту и обеспечивают машине плавучесть. А еще эти шины не наносят непоправимого вреда плодородному слою почвы в тундре, изрядно исковерканному гусеничной и обычной колесной техникой. В отличие от конкурентов, на "Альткаме" предусмотрено регулирование давления воздуха в шинах с места водителя, что позволяет подбирать оптимальные его значения для разных условий, избежать мелкого ремонта колес в поле или сохранить плавучесть. На макетном "Альткаме", цена которого еще не определена, установлены бескамерные покрышки "Трекол", тогда как на машинах "Арктиктранса" применяются камерные шины.

Кузов - несущий двухобъемный, по автомобильной терминологии - трехдверный хэтчбек. Он выполнен из армированного пластика. Отказ от рамы позволил снизить массу - весьма важный параметр для машины этого класса. По сравнению с клепаными металлическими кузовами пластик технологичнее при мелкосерийном производстве. Кроме того, он обладает хорошими звуко- и термоизолирующими свойствами. Стоит отметить, что для таких автомобилей микроклимат в кабине особенно важен: ведь они призваны работать в жестких условиях с температурным диапазоном от плюс 30-40 до минус 40-50°С. На "Альткаме" проблема решена с помощью климатической установки и автономного подогревателя.

Независимая подвеска на поперечных рычагах с гидравлическими амортизаторами и винтовыми пружинами, в отличие от "Трекола" и "Умки" с уазовскими мостами, - более легкая и комфортная. Передний и задний мосты с гипоидной главной передачей от VAZ 2121. Привод колес - через бортовые редукторы валами с шарнирами равных угловых скоростей. Рабочая тормозная система - гидравлическая, двухконтурная с вакуумным усилителем; стояночная, также с гидроприводом, действует на задние колеса. Тормозные механизмы - дисковые, с подвижными суппортами и автоматической регулировкой зазоров. Рулевое управление с гидроусилителем позаимствовано у ГАЗ-2715 "Соболь".

Донором силового агрегата послужил серийный VAZ 21083: от него взяты коробка передач и двигатель, включая системы питания, зажигания и выпуска. Агрегат размещен в базе между передней и задней осью, поэтому распределение нагрузки по осям оптимальное. Водителю, сидящему впереди по центру, обеспечен равноценный обзор вправо и влево, что для внедорожника вполне логично и удобно. Между пассажирскими сиденьями, расположенными вдоль левого и правого бортов, - невысокая крышка моторного отсека. Открыв ее, можно добраться до двигателя, не выходя из кабины. Это немаловажно при эксплуатации в северных регионах.

"Альткам" движется по открытой воде с помощью водомета, приводимого в действие от двигателя через коробку отбора мощности. По желанию заказчика могут быть применены и другие варианты движителя: регулируемая по высоте дейдвудная труба с гребным винтом либо подвесной лодочный мотор.

Максимальное применение серийных деталей, узлов и агрегатов (за исключением бортовых редукторов и коробки отбора мощности) удешевляет конструкцию и обеспечивает высокую ремонтопригодность.

Еще одно принципиальное отличие "Альткама-2992" от остальных снегоболотоходов в том, что он будет сертифицирован как вcедорожный автомобиль. Значит, управлять им смогут водители с обычными удостоверениями и регистрироваться он будет в ГИБДД. Тогда как "Трекол", "Марш" и "Лопасня" допущены к эксплуатации только вне дорог, регистрируют их органы Гостехнадзора, а водители должны иметь "права" тракториста.

По проселочной дороге угнаться за "Альткамом" на обычном легковом автомобиле непросто. Большие колеса легко глотают мелкие и средние неровности, наводя на мысль, что подвеска, в общем-то, не нужна. Она вступает в работу лишь на пересеченной местности, вызывая чрезмерную раскачку кузова. Забегая вперед, скажем, что на серийных машинах вместо одинарных пружин будут устанавливать сдвоенные - более жесткие и энергоемкие, снижающие вероятность резонансных колебаний. Ознакомительный тест позволил оценить способность автомобиля преодолевать водные преграды. Средняя скорость передвижения на воде составила 5-7 км/ч. При этом машина уверенно входила в воду и выходила на берег.

Несмотря на некоторые недостатки, свойственные макетному образцу, "Альткам-2992" отвечает целям создателей. Его успех и продвижение на рынке внедорожников будет зависеть от того, насколько успешно фирма реализует намеченную программу, воплощаемую при поддержке Русского национального инвестиционного банка. До конца 2002 года планируется изготовить 20-30 автомобилей, чтобы завершить сертификационные работы и провести полномасштабные доводочные испытания, в 2003 году - довести выпуск до 300 шт., а в 2004-м - до 500.

Защита водомета и противоподкатный брус.

Задняя часть салона - грузопассажирская.

Подпишитесь на «За рулем» в