Мне сверху видно все...

МНЕ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ...

СПУТНИКОВЫЕ И РАДИОПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

Вообще говоря, "личная жизнь" систем со всевозможными радиозахватами и перехватами у нас в стране не сложилась. В одних случаях на тревожные сигналы радиомаячков просто никто не обращал внимания, потому что избранные для этой миссии посты ДПС как-то невзлюбили новую игрушку. В других - процесс поиска угнанной машины начинался не по горячим следам, а только тогда, когда владелец заявлял о пропаже. А если он не мог этого сделать - связали, пригрозили, да просто спал, наконец? Для телешоу с известным финалом вполне сойдет, а вот в реальности? К тому же не секрет, что некоторые маячки на практике "глушатся" чуть ли не обыкновенным сотовым телефоном...

ДЖИ-ПИ-ЭС И ДЖИ-ЭС-ЭМ

Охранных и противоугонных устройств с применением систем GPS/GSM сегодня на рынке довольно много - например, AutoConnex, "Цезарь Сателлит", "АвтоЛокатор Сателлит". По большому счету, их принцип действия одинаков - в конце концов, количество спутников и операторов мобильной связи ограничено. GPS-приемник ловит сигнал со спутника, получая при этом информацию о своих географических координатах, и передает ее на GSM-модем - при этом логику работы определяет фирменный процессорный блок. Понятно, что алгоритмов работы может быть множество - тот же AutoConnex предлагает, в частности, дистанционную блокировку двигателя, вызов помощи и даже диагностику состояния машины - всегда приятно уточнить, находясь в Париже, заряжен ли аккумулятор у твоего тверского "Запорожца"... А еще есть такая забавная возможность: отслеживать перемещения интересующего тебя автомобиля на экране монитора... Включаешь у себя в офисе компьютер и проверяешь, как ценный груз перемещается по карте. И в нужную ли сторону он перемещается...

Впрочем, поводов для неприятных раздумий хватит и без этого - пора вспомнить о принципиальных недостатках подобных систем. И дело даже не в цене, хотя к четырехзначной сумме и абонентской плате, как говорится, "будьте готовы".

Проблема состоит в том, что помехозащищенность изделий такого рода очень низкая. Сами по себе GPS-приемники легко нейтрализуются чуть ли не фольгой от шоколадки "Аленка": накрыл антенну - и привет... Менее обидный для изготовителей способ - приобретение специального аппарата-"глушилки": сегодня это не вопрос. У такой техники возможности широкие - вплоть до "эмуляции базовых станций"... Есть недостаток и другого типа: невысокая точность ориентации на местности. К примеру, спутник отследил украденный автомобиль до ворот огромного гаражного кооператива, а дальше - увы... В какие ворота ломиться?

В ТРЕУГОЛЬНИКЕ

Принципиально другое решение задачи использовано в системе "АвтоЛокатор" - не путать с вышеупомянутым "АвтоЛокатор Сателлит", хотя происхождение то же. Изделие снабжено широкополосным передатчиком, который простенькой "глушилкой" не заткнуть. По заверениям разработчиков, он легко "пробивает" любые стены наземных (и даже подземных) строений - разве что в бомбоубежище "замолкнет". Координаты "цели" вычисляются без привязки к каналам GSM-телефонии и без помощи спутников. Вместо этого используется так называемый триангуляционный метод - охраняемый регион покрыт сетью базовых станций от "Мегапейдж", пеленги которых помогают найти беглеца по "треугольнику ошибок" с точностью примерно до 100-150 метров. А в ограниченном районе поисков уже можно приглашать и "охотников на лис" - подвижная группа, оснащенная мобильным локатором, выезжает "на место", а диспетчер отслеживает по монитору все перемещения угнанной машины, ведет группу по следу и вызывает машину ДПС: задерживать преступника должны милиционеры! На этом этапе "охотники" уходят в тень: объект обнаружен, шериф вызван - что еще? Кстати, никаких погонь с визгом шин и ревом моторов здесь не предвидится - в нужный момент диспетчер блокирует двигатель охраняемой машины, который при этом начинает дергаться, чихать и все такое. Вот тут-то и появятся солидные стражи порядка - отчего ж не задержать "готовенького" клиента?

Все здорово, но... не для всех. В частности, москвичи могут ездить по своему городу спокойно - в столице работает восемь базовых станций. Отсюда вывод - всех немосквичей просят, как говорится, не беспокоиться, да и москвичам расслабляться не следует... Ведь если машина припаркована недалеко от кольцевой, а угонщик сумел-таки быстро пустить мотор и полон решимости на всех газах сразу же рвануть за город, то метка на мониторе диспетчера может растаять еще до появления группы перехвата. Километрах в 10-20 за МКАД надежда еще остается, а вот дальше - увы.

Таким образом, одни системы работают повсюду, но неточно, и вдобавок всего боятся, а другие не боятся почти ничего, но согласны трудиться только в отдельно взятом районе. А что, если...

В ОДНУ ТЕЛЕГУ ВПРЯЧЬ... МОЖНО!

Спутниковая и радиопоисковая противоугонная система "АвтоЛокатор Супер" - это симбиоз опробованных по отдельности решений - радиопоискового и спутникового. В мегаполисе типа Москвы используется первое решение: триангуляция позволяет "заглянуть" в закрытые боксы, ангары и гаражи, но вдали от МКАД "карета превратится в тыкву", поскольку базовые станции со своими частотами вещания захватывают только конкретное ограниченное пространство. Зато системы GPS/GSM работают по всей Европе - лишь бы антенна передатчика видела линию горизонта. Можно отследить координаты цели, ее скорость и все такое - только бы она не успела спрятаться в пресловутый гараж.

"АвтоЛокатор Супер" - это, скажем так, "АвтоЛокатор" и "АвтоЛокатор Сателлит" в одной упряжке, которая стоит несколько меньше, чем две системы, купленные по отдельности. Понятно, что, имея в портфеле две различные системы, грех не объединить их воедино - разработчики так и поступили. Обладатели "супера" получают автомобиль, оснащенный двумя совершенно независимыми приемопередатчиками. За хозяина машина принимает того, кто сначала отключает охрану снаружи, а затем вводит правильный ПИН-код на клавиатуре системы - на это дается пять попыток. А "охота" начинается, скажем, при открывании чего-либо в режиме охраны, при непоступлении ПИН-кода или при нажатии кнопки тревоги. Ее можно расположить где угодно - хоть в багажнике. Связанный и брошенный туда владелец сможет дотянуться до нее носом...

Впрочем, не стоит забывать, что системы подобного рода обычно не работают в одиночку. Их напарниками являются противоугонки типа "Блэк Баг" или "Фортресс" со своими арсеналами блокировок и "обманок". Кроме того, понемногу начинает действовать палочка-выручалочка под названием страховка - любой серьезный автомобиль просто обязан быть застрахован на все случаи жизни. Сколько бы это ни стоило...

Кстати, о деньгах. Самая "крутая" из перечисленных систем - "АвтоЛокатор Супер" обойдется клиенту примерно в 2400 долларов. Плюс еще 39 долларов ежемесячной абонентской платы. И когда только эти спутники подешевеют...

Вообще-то сеть базовых станций планируется расширить по многим городам, но... В общем, на диспетчерском экране - Москва.

Пульт для ввода ПИН-кода. Как же дорога хозяину его "Волга"...

Схема системы "АвтоЛокатор Супер".

МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН, ВАДИМ КРЮЧКОВ.

Подпишитесь на «За рулем» в