Корейский синдром

КОРЕЙСКИЙ СИНДРОМ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ БУМ

НАШИ НАДЕЖДЫ

Для лидера отечественного автопрома, АвтоВАЗа, 1-е полугодие стало периодом возрождения надежд: им было продано 321 563 автомобиля, даже больше, чем в 1-м полугодии прошлого года (309 800). Хороший подарок от соотечественников после кризиса прошлого года, когда продажи автомобилей из Тольятти практически встали! А тут распродали не только все свежевыпущенное - удалось пристроить и прошлогодние остатки! А еще на заводе маленький праздник: в июне на главном конвейере был собран 900-тысячный автомобиль семейства VAZ 2110.

На других отечественных автозаводах положение, кажется, тоже неплохое. "Лежавший" уже было три года назад "Ижмаш-Авто" выпустил 52 837 VAZ 2106 и Izh 2126 "Ода", ГАЗ - 21 202 "волги" разных модификаций. В Набережных Челнах и Серпухове собрали 18 680 и 9286 автомобилей "Ока" соответственно. На сызранской "Рос-Ладе" из вазовских комплектов изготовили 17 119 автомобилей, на УАЗе - 16 155 вседорожников. Почти все они нашли своих покупателей. Заводы могли бы выпустить и чуть больше, но так диктует спрос...

Однако есть в России целых пять заводов, где автомобиль продается еще до того, как сойдет с конвейера. При наличии такого спроса им, понятное дело, приходится наращивать темпы. Речь идет о заводе СП "Джи-Эм-АвтоВАЗ" в Тольятти (за полгода выпущено 5500 автомобилей " Шевроле Нива"), всеволожском "Форде" (5000 автомобилей), калининградском "АвтоТОРе" (4255 КИА и 917 БМВ), ТагАЗе (2400 "Хёндэ") и столичном "Автофрамосе" (820 " Рено Символ"). Хорошо это или плохо, но приходится констатировать, что, хотя "наши" и остаются пока в большинстве, лицо отечественного авторынка все больше определяют "иностранцы" - подержанные и новые, собранные в России или за ее пределами.

СМЕНА ЛИДЕРОВ

Среди зарубежных компаний на российском рынке на первой позиции по-прежнему узбекская "Дэу" - 10 024 автомобиля (рост в 1,8 раза). Сколько раз предрекали конец старушке "Нексии", ан нет, не иссякает народная любовь: за полгода продано 6783 машины. Все больше россиян (или россиянок?) делают выбор в пользу игривого "Матиза" - 3241. Осенью узбеки обещают пополнение - "Матиз" с новым силовым агрегатом и "Лацетти". Как их примут на рынке?

А вот - сенсация: неожиданно для всех, перескочив сразу через пять ступенек, на второе место выдвинулась "Тойота". В первом полугодии через сеть официальных дилеров было продано 8812 автомобилей, а если считать вместе с "Лексусом", то 9182. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года - рост более чем в три раза! Лидерами стали "Королла" (продано 2946 штук), "Кэмри" (2354) и "Ленд Крузер 100" (1417).

Далее следует "Форд": в первом полугодии юбилейного для компании года (100 лет!) в России продали 7125 легковых автомобилей и 255 коммерческих. Рост продаж составил 162%! Естественно, на первом месте всеволожский "Фокус" - 5244 автомобиля, причем очередь растянулась еще минимум на полгода. Далее идет "Мондео" - 1378 машин и обновленный вседорожник "Маверик" (257).

Подвел итоги полугодия и "Рольф Холдинг", официальный дистрибьютор "Мицубиси" в России: сбыт автомобилей вырос без малого в два раза и составил 7082 штуки. Статус безусловного лидера сохранила "Каризма" (4035). Второе и третье места - у "Паджеро" и "Паджеро Спорт". Неплохой старт взял новичок "Аутлендер": 150 машин за первые два месяца. Всего же продано 1978 вседорожников. В "Рольфе" считают, что среди главных факторов, определивших такую популярность автомобилей "Мицубиси", - стабильные цены в долларах США (что особенно важно на фоне их роста у многих конкурентов, перешедших на евро) и расширение дилерской сети, прежде всего в провинции.

Четвертое и пятое места у южнокорейских "братьев" из объединенного концерна "Хёндэ-КИА". Несмотря на близкое родство, они продолжают конкурировать. Так, фирма "Хёндэ" за первое полугодие продала в России 5708 автомобилей (рост 393%!). Самым популярным был "Акцент" сборки таганрогского завода - 2590 машин. Это, кстати, седьмая по популярности новая иномарка в России. Кроме того, покупателей нашли 1408 "гетцев", 759 "элантр", 548 вседорожников "санта-фе" и "терракан", 215 "сонат", 13 "хёндэ-купе" и 9 представительских XJ.

КИА дышит им буквально в затылок - 5384 автомобиля! На первом месте, естественно, "Рио" из Калининграда - 2575. За ним - 1214 вседорожников "Спортидж" (рост в 2,4 раза), 844 "шумы" и 309 солидных "маджентисов". Несмотря на усилившуюся конкуренцию, ЗАО "АвтоТОР" пока остается лидером среди российских производителей иномарок (с учетом сборки БМВ). И вообще, каждая четвертая проданная в РФ иномарка - с "корейским лицом".

Не подкачали и французы: компания "Рено" продала 5290 автомобилей (рост 47,5%). Хотя ситуация была явно неблагоприятной для автопроизводителей из зоны евро. Седан "Символ" и хэтчбек "Клио" остаются одними из самых востребованных в России автомобилей сегмента В: их продано 2623 (2362 и 261 соответственно). Далее идет "Меган" (1895 автомобилей) и "Сценик" (767). Но самый большой рост продаж у "Лагуны" (405 автомобилей, +143%) и "Кангу" (327 машин, +184%). Ждем "Меган II" - "Автомобиль 2003 года"... Во всяком случае, французы не скрывают амбициозных планов: продать за 2003 год 11 тыс. автомобилей.

На 8-м месте - интегрированный с "Рено" японский концерн "Ниссан", который реализовал в России 4233 автомобиля (рост, правда, всего 7%). Бестселлером остается "Примера" - 1447 автомобилей, что почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2002 года. На втором месте "Алмера" (1117 машин), затем вседорожник X-Trail (726 штук) и "Максима" (558). Новая "Микра" пользуется все возрастающей популярностью: с марта дилерам удалось реализовать 128 автомобилей.

Дилеры другой французской компании - "Пежо" продали за полгода 3905 автомобилей. Неплохо, хотя и... Лидер среди "львят" - "307-я" модель (1721 шт.), за ней "206-я" (1271). Неплохо продавалась и "406-я", хотя все знают, что осенью грядет смена модельного ряда (766).

Замыкает "великолепную десятку" чешская "Шкода". А ведь еще недавно она с гордостью занимала 2-е место, и вот - 33-процентное падение по сравнению с январем-июнем прошлого года... В первом полугодии хозяев здесь нашли 3611 автомобилей. Лидирует по-прежнему "Октавия" (продано 2035 штук), затем "Фабия" (1383) и "Суперб" (193). Недешевы, видно, ныне "кони" такой, казалось бы, демократичной марки.

А вот российское отделение компании "Дженерал моторс" движется к вершине пусть неторопливо, зато верно: 15-е место в прошлом периоде, 11-е - в этом... В первом полугодии 2003 года "Джи-Эм" реализовала через официальных дилеров 3150 автомобилей (рост почти в 2,5 раза). Естественно, около 90% проданных автомобилей несут марку "Опель". Прописку в России получили в этом полугодии 1516 автомобилей "Астра" и 534 "вектры"; среди "джи-эмовских" вседорожников хорошим спросом пользовался "Трейлблейзер" (118); неплохо расходились СААБы (104) и "шевроле" (145).

"Гуртом" иностранцы поработали в России на славу, продав за полгода почти 81 тысячу новых автомобилей - вдвое (!) больше, чем за январь-июнь 2002 года. А если к этому добавить еще 178 тыс. подержанных иномарок, ввезенных за это время, получится, что каждый третий купленный в стране автомобиль - зарубежный. Радоваться этому или печалиться - вопрос для другой статьи. Важно, что это - факт, от которого не спрятаться ни за каким таможенным барьером....

Десятка лидеров продаж новых иномарок в России в 1-м полугодии 2003 года, шт.

Продажа новых иномарок в России

в 1-м полугодии 2003 года, шт.

Подпишитесь на «За рулем» в