Человеческий фактор

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

ЕСЛИ УПАДЕТ КЛАПАН

Испытывать гоночный автомобиль или дегустировать незнакомый напиток - рискованные занятия. Людям подобных профессий приписывают исключительную собранность: ведь тут одно неверное движение или сбой в мыслях - и хана! Увы, ошибки совершают и саперы, и шоферы, и бухгалтеры с журналистами. Эту людскую слабость принято называть человеческим фактором.

...Так или иначе, а клапан-то упал! У нас нет оснований не доверять авторам писем на эту тему - и выяснилось, что тема не нова. Случалось, клапан роняли не только новички, но и матерые ремонтники. Поэтому не станем уподобляться тем читателям, которые - о эта неискоренимая самоуверенность! - потрудились написать в редакцию лишь затем, чтобы заслужить комплимент собственной непогрешимости: с нами, мол, такое никогда не случится!

Остальные восприняли задачу реалистически - и прислали немало предложений. Большинство ответов похожи. Авторы - в основном мужчины (видно, ронять клапаны все-таки не женское дело). Почти все сообразили, зачем упоминались лампочка и паяльник: это же мини-переноска, только подпаяй проводки и заизолируй "плюсовый". Через отверстие для свечи лампу можно засунуть в цилиндр и там станет светло, как ясным днем. Можешь ухватить клапан самодельным инструментом наподобие пинцета, сделав его из узкой полоски стали. Здесь немало вариантов изгиба рабочих концов пинцета (по стержню другого клапана) и изгиба самого инструмента. Нужен ведь такой, которым удобнее орудовать через свечное отверстие, а оси направляющей втулки клапана и свечи, как мы знаем, не пересекаются. Значит, оптимальный изгиб нужно получить "по месту".

Важная деталь (это сообразили многие!): на пинцете надо предусмотреть какое-то устройство, которое позволяет, ухватив стержень клапана, зафиксировать на нем инструмент, чтобы пальцы не уставали. Ведь неизвестно, сколько времени уйдет на то, чтобы вернуть стержень во втулку - минута или полчаса. А зафиксировав сжатый пинцет, можно сделать перерыв в работе.

Самый простой фиксатор - кусочек изоленты, намотанный на сжатый пинцет. Многие прислали эскизы мудреных устройств со сдвижными муфтами, шарнирами, пружинами. Пока такое сделаешь, кто-то успеет всю головку блока снять! Мы-то, грешные, полагали, что люди будут искать простые решения.

Но кое-кто предлагает для упрощения работы - что бы вы думали? - отсоединить коллекторы: дескать, так легче подобраться к клапану.

Действительно, так - легче: "музыкальными пальцами" вполне можно направить клапан во втулку без каких-либо приспособлений. Вот только демонтаж коллекторов - не самая простая затея. Хуже разве что снимать головку. Вспомним-ка: впускной коллектор не снимешь, не слив хотя бы часть "Тосола". А после обратного монтажа новая забота - не потекло бы из-под прокладки. Выпускной? Тут своя песня: демонтировать "штаны", а для этого разъединять выпускную систему. Да и "штаны" порой не снимешь, не отклонив в сторону двигатель... О мелких препятствиях, вроде пригоревших гаек, даже вспоминать скучно.

Обсудив этот заманчивый вариант, жюри посчитало, что он настолько верен, насколько и не интересен. Не обижайтесь, парни! Возвращаемся к самому простому решению - тому, что предложено большинством.

Даже освещая цилиндр изнутри, попасть стержнем клапана во втулку непросто: терпение! Шевеля клапан, в отверстие втулки наблюдаем за результатом. Свет померк - значит, стержень у входа во втулку. Пробуем приподнять: вошел? Тогда, придерживая, просим помощника тихонько повернуть коленвал, чтобы поршень двинулся вверх и коснулся тарелки клапана. Теперь, если втулка хорошо смазана, дальнейший подъем клапана можно доверить поршню. Пинцет и лампочку - долой из цилиндра! Описывать торжество мастера излишне.

Так поступило бы большинство. Ну, а варианты? Вот одно из самых интересных писем. Автор (кстати, промышляющий ремонтом автомобилей) однажды упустил на " Audi 100" сразу два клапана. Хорошо, что в разных цилиндрах! Запахло нешуточными проблемами. Это заставило мастера мобилизоваться, напрячь фантазию - и он отправился на базар, где купил "приспособу" вроде отвертки, только вместо жала у нее крошечный, но сильный магнит. Дальнейшее - дело техники. Подправляя клапан (уже описанным пинцетом), оставалось лишь подвести торец стержня к магниту - последний свободно прошел в отверстие направляющей втулки. Правда, стержень клапана не сразу удалось ввести во втулку, ведь магнит по клапану не центрируется. Но после энной попытки это получилось. Со вторым клапаном дело пошло живее - уже был опыт.

Вот тут мы подумали: что бы сделал Сергей Анатольевич, упусти он два клапана в одном цилиндре? Возможно, и тут выручил бы магнит?

За оригинальный ответ мы решили его премировать традиционной суммой в 3 тысячи рублей.

ЗАДАЧА ДЕВЯТАЯ

Палыч не профессиональный моторист, но уже лет 25 ремонтирует моторы всем приятелям. Инженерная сметка и ловкие руки кое-что значат! Постепенно накопил такой опыт, что стал брать двигатели в ремонт для приработка.

Вот и теперь на верстаке лежал почти готовый мотор ЗМЗ-402 от "Газели". Работы осталось всего ничего: подтянуть гайки на шпильках головки блока, поставить ось коромысел, отрегулировать клапаны, закрыть крышку - и можно отдавать хозяину. Взял любимый динамометрический ключ и начал, в соответствии со схемой, моментом 10 кгс.м окончательно затягивать гайки. И вдруг стрелка ключа дрогнула и завалилась вспять - это головочная шпилька полезла из блока. "Не беда, - подумал Палыч, - это мы уже проходили, сейчас сниму головку, перережу в блоке резьбу на М14 - и никаких проблем. Да и ремонтная шпилька где-то лежит".

В ящике со сверлами и плашками нашел давно заготовленные метчики М14х1,5 с приваренным шестигранником "на 12". Снял головку (прокладка даже не отслоилась) и начал метчиком первого номера нарезать резьбу в блоке по вытянутой старой. Нарезал на глубину около 15 мм; осталось примерно столько же, как вдруг раздался хруст - отломился шестигранник с куском метчика. "У-йё!" - сказал громко Палыч. На этот призывный клич прибежала пара соседей по гаражу - и начался мозговой штурм проблемы.

А как решили бы ее вы, читатель?

Подпишитесь на «За рулем» в