Замороженные рубли

ЗАМОРОЖЕННЫЕ РУБЛИ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/КАЛЬКУЛЯТОР

ЗАМОРОЖЕННЫЕ РУБЛИ

ПОЧЕМ АВТОМОБИЛЬ ЗИМОЙ?

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

холодном пуске, соленых дорогах, заснеженных дворах у водителей две точки зрения. Первая - машина должна ездить круглый год; вторая - не стоит подвергать ее дополнительным испытаниям. Что заставляет одних на время покидать ряды автомобилистов, а других, наоборот, взваливать на себя дополнительные хлопоты, какую выгоду при этом преследуют те и другие?

Ответить на эти вопросы попытался наш калькулятор. В прошлом году в его поле зрения попали два водителя. Первый - инженер, с весны до осени ездит на автомобиле, а зимой становится пассажиром общественного транспорта. Так быстрее, а главное - жалко кузов, уж больно он страдает от соли. А машину приходится беречь. Его сосед по гаражу, экономист, может позволить себе меньше жалеть автомобиль, не говоря уже о том, что добираться до работы автобусом и на метро ему не очень удобно. Каждый день - и в жару, и в холод он на своих колесах.

Жаркие месяцы уже пролетели, наступил...

ОКТЯБРЬ

Расчетливый экономист заранее подготовился к холодам. Начал с того, что проверил подвеску и рулевое, устранил течи, поменял подозрительные мелочи и узлы (подробнее в ЗР, 2000, № 10). В общем, провел ревизию машины. На предварительный ремонт ушло 200 рублей. В ближайшие несколько месяцев не придется ничего чинить... на всякий случай постучим по дереву - непредвиденные расходы поджидают автомобилиста на каждом шагу (ЗР, 2001, № 8).

Подготовка к смене сезонов на этом не кончилась. Осмотру подверглась старая зимняя "резина", после чего экономист поехал на рынок. Комплект сильно износился, а гнутые диски равномерно покрылись рыжим налетом. Впереди еще покупка канистры незамерзающей жидкости, а то по утрам вода в омывателе застывает.

У инженера свои заботы. Машину на мойку, просушить - и в гараж. По пути надо заскочить на АЗС и залить полный бак: бензин защитит его от ржавчины. Иногда придется запускать мотор для подзарядки аккумулятора. Опасных сколов, царапин, ржавчины хозяин на кузове не нашел, значит, об остальном можно забыть до весны. Хорошо, проблем с укрытием нет - у нашего инженера теперь собственный гараж, за который он ежемесячно платит 80 рублей (раньше арендовал "зимовье"). Жилье окупается: под крышей машина ржавеет меньше, да и детишки с нее на санках не катаются.

Инженер запер гараж, смазал замки и... пошел покупать проездной билет. Теперь пять-шесть месяцев - радости общественного транспорта.

Итак, наши герои открыли зимний сезон, и калькулятор уже занес в таблицу 2 расходы за первый отчетный месяц. Если хотите примерно прикинуть свои траты, обратитесь к таблице 1.

НОЯБРЬ

Главное - вступить в зиму, а там посмотрим - утешает себя экономист, с трудом дотянув в октябре до зарплаты. В этом месяце залезать в долги не пришлось - поиздержался только на бензин, две канистры незамерзающей жидкости и заплатил за гараж. Хотя из-за слякотной погоды пришлось пару раз загонять автомобиль на мойку.

Его сосед, предпочитающий зимой общественный транспорт, выложил намного меньше. Но и эти расходы все равно заносим в таблицу. Однажды ему пришлось-таки обратиться к экономисту за помощью - нужно было встретить на вокзале знакомого с тяжелыми тюками, а так бы в графе расходов инженера появились затраты на такси.

ДЕКАБРЬ

Снега перед гаражами навалило - ни пройти, ни проехать. Инженер, решивший проведать свой автомобиль, увидел, что сугробы от соседних ворот перекочевали к нему... Вечером переговорил с экономистом, и на следующий день оба отправились в "Хозяйственный" за лопатами и ломами, чтобы расчистить оба выезда. Другие затраты этого месяца ничем не отличались от ноябрьских: пешеход разорился на проездной, автомобилист - на бензин, мойку, незамерзающую жидкость и оба - на "крышу" для машины.

ЯНВАРЬ

Затянувшиеся праздники сказались на расходе топлива. Покоритель зимних дорог потратил на 300 рублей меньше обычного. А вот общественный транспорт инженеру никаких скидок не предоставил. В этом месяце морозостойкий водитель минимизировал также затраты на незамерзающую жидкость и мойки, хотя экономии и не получилось - в последние выходные он планово заехал на сервис (на лютом морозе самому копаться в машине неохота), чтобы поменять масло и фильтры, - и крупно потратился.

ФЕВРАЛЬ

На дорогах чавкала снежная каша, машина быстро покрывалась белым налетом. Хоть и ездил экономист немного (месяц-то короткий), но на мойку пришлось заглядывать дважды и жидкость постоянно доливать. Еще больше злился на погоду инженер: в оттепель, когда спешил на автобус, провалился в глубокую соленую лужу и испортил новые ботинки. Их стоимость в таблицу включать не будем, а вот проездной билет учтем.

МАРТ

Через пару недель дороги уже готовы к приему очнувшихся от зимней спячки автомобилистов. Но до первого выезда инженеру еще надо обновить масло и фильтры (он проходит ТО каждый год после зимней стоянки), придирчиво осмотреть автомобиль. Там резинка рассохлась, тут цилиндр сцепления подтекает - все требует внимания. Ладно, пока отложим, а сейчас - на заправку: полбака потребовали ежемесячные зимние прогревы.

В этом месяце экономист впервые потратил меньше инженера. Незамерзающая жидкость у него осталась еще с февраля, плановое ТО прошел не так давно. Машину в мойку загонял один лишь раз, чтобы сбить с кузова остатки вредной соли. Вот только на бензин денег ушло вдвое больше (сосед в первые полмесяца вообще не выезжал из гаража).

ЭКОНОМИЯ И КОМФОРТ

Как только потеплело, соседи занялись ремонтом. У каждого по мелочам что-то накопилось. Хлопот и трат у экономиста, понятное дело, побольше - его автомобиль не только стоял, но и ездил... Кузов автомобиля, переждавшего суровое время в гараже, выглядит неплохо, а машина экономиста после очередной зимы зацвела - солевые ванны не прошли бесследно. Значит, к затратам, которые подсчитал калькулятор, прибавятся еще расходы на мелкий кузовной ремонт. Что поделаешь, плата за комфорт - за возможность прийти на работу в чистых ботинках, не мерзнуть на остановке, встретить друга в аэропорту и т. д.

Только не надо думать, что автомобиль без движения не требует никаких затрат. Машина инженера, не проехав ни километра, выпросила у него за зиму (исключаем затраты на общественный транспорт) 1900 рублей. Это плата только за право считать себя хозяином автомобиля. А вот чтобы ездить, да еще с комфортом, нужны дополнительные расходы... Каков их размер, таким будет и комфорт.

Подпишитесь на «За рулем» в