Полеты габриэля вуазена

ПОЛЕТЫ ГАБРИЭЛЯ ВУАЗЕНА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

ПОЛЕТЫ ГАБРИЭЛЯ ВУАЗЕНА

ЕМУ НАДО БЫЛО НЕ ПРОСТО ПРОДАТЬ АВТОМОБИЛЬ... ОН ИСКАЛ

У КЛИЕНТОВ ПОНИМАНИЯ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

В 1936-м фирма "Авьон-Вуазен" в очередной раз поразила публику невиданным автомобилем. Под длиннющим капотом модели V12L разместился рядный (!) 12-цилиндровый шестилитровый агрегат, собранный... из двух "шестерок". Для лучшей развесовки два крайних цилиндра "задвинули" в салон. Монстр с четырьмя карбюраторами развивал 180 л.с. Фирменный каталог утверждал, что автомобиль достигает 200 км/ч. Многие считали это преувеличением, но истинные ценители "вуазенов" верили в заветную цифру.

Почти одновременно с удивительной моделью был представлен и шестицилиндровый "Вуазен-С28" с электромагнитной коробкой передач "Коталь". До сих пор специалисты считают его вершиной марки. Так что 1936-й стал для французской фирмы звездным и... одновременно прощальным: после этого она не достигала таких высот.

У любителей старины - поклонников "Вуазена" есть повод отмечать юбилеи очень часто: в 1919-м был построен первый товарный автомобиль, в 1921-м - экспериментальный двигатель V12, а в 1929-м - серийный... Нынешнее 95-летие фирмы, отсчитанное от осени 1906-го, когда братья Габриэль и Шарль Вуазены основали авиастроительную компанию, по сути формальная дата. Говорят, первый автомобиль Вуазены построили еще в 1900-м, когда старшему - Габриэлю было всего двадцать, а аэропланами занялись в самом начале ХХ века.

К 1912-му, когда Шарль погиб в автомобильной катастрофе, завод в Исси-ле-Мулино стал уже солидным, хорошо оснащенным предприятием. В Первую мировую войну на "вуазенах" летали французские, бельгийские и русские пилоты. С наступлением мира фирма практически осталась без заказов - тогда-то Габриэль Вуазен и решил всерьез заняться автомобилями.

Работать над первой моделью начали в ноябре 1918-го, и уже через четыре месяца на обледенелый заводской аэродром выехал ходовой образец. Испытания запомнились курьезом: вчерашние авиастроители впопыхах собрали коробку передач так, что у автомобиля оказалась одна передняя и четыре задние скорости.

Серийное производство модели С-1 начали в 1919-м. В ее основе лежал проект бывшего конструктора фирмы "Панар-Левассор" Арто, предложенный сначала Андре Ситроену. Но тот ориентировался на более дешевые модели, а Вуазену солидный автомобиль с мощным и тихим бесклапанным 70-сильным двигателем "Найт" очень понравился. Однако одного С-1 неуемному Вуазену явно не хватало. Вместе с группой молодых инженеров, в числе которых был Андре Лефевр - будущий отец революционных "ситроенов", он работал над конструкцией переднего привода и мотора V12. Прототип последнего показали на Парижском салоне 1919-го, но бесклапанный двигатель объемом более семи литров для серийного производства оказался слишком сложен. И все же работоспособность агрегата доказал сам глава компании, несколько лет отъездив на автомобиле с этим мотором.

Коньком "вуазенов" был комфорт - водителя и пассажиров. Многие автомобили напоминали этакий барский дом. Конструктор оставался приверженцем нетехнологичных, но очень тихих моторов типа "Найт", даже когда от них отказались почти все производители. Пытаясь облегчить труд шофера, Вуазен экспериментировал с двухступенчатыми коробками передач, хотел вовсе отказаться от этого агрегата, позднее стал ярым приверженцем электромагнитных коробок с механизмом быстрого переключения. Как правило, "вуазены" располагали большими багажниками. Один из многочисленных афоризмов главы фирмы (их неизменно печатали в рекламных проспектах) гласил: "Автомобиль без багажного отделения - как армия без боеприпасов".

Вуазен одним из первых стал применять в конструкции кузова панели из алюминия. Технологию отработали в 1923-м на машине, построенной для гонок. Двухлитровый мотор развивал небольшую мощность, так что скорость пришлось "добирать" аэродинамикой. Вуазен создал кузов высотой всего один метр, с колеей задних колес 750 мм. На этом автомобиле Лефевру удалось занять пятое место в Гран-при города Тур.

С тех пор наряду с традиционными высокими и немного чопорными кузовами фирма предлагала авангардные аэродинамические конструкции. Правда, обтекаемость автомобиля Вуазен понимал по-своему. Он, как правило, не жертвовал ни массивными решетками радиатора, ни огромными выступающими фарами, ни эффектными крыльями. Машины были своеобразны и неповторимы, как характер их творца, утверждавшего: "Искусство аэродинамики не нуждается в расчетах. Это нечто, что я чувствую, это в моих руках".

Возможно, именно эти слова породили слухи, что рабочие "Вуазена" строят автомобили как старые корабелы - без чертежей. На самом деле конструктор делал тысячи эскизов, доводил до совершенства каждую деталь, вплоть до дверных ручек. Он очень ревностно относился к тому, что выпускали кузовные ателье, повторяя, что ненавидит термин стайлинг и "никогда не использовал в своей компании никого, кто бы раньше работал на кого-нибудь, кроме меня". Вуазен даже грозил покупателям, осмелившимся поставить на шасси не одобренные фирмой кузова, отлучением от заводского обслуживания.

Габриэль Вуазен умел понимать таких же, как он, новаторов, фантазеров. В 1925 году знаменитый Ле Корбюзье обратился к автомобильным фабрикантам с просьбой профинансировать проект реконструкции Парижа. Архитектор не нашел понимания ни у "Пежо", ни у "Ситроена", только Вуазен дал согласие. Наверное, почувствовал духовную близость с Корбюзье... а тот, кстати, назвал свой проект "План Вуазен". Широкие проспекты, огромные зеленые дворы, гигантские стеклянные башни и самолетоподобные автомобили с 3-, 5-, 7- и 9-цилиндровыми звездообразными моторами роднил полет неуемной фантазии их авторов. И еще одно - оба проекта воплотились только в чертежах и макетах.

Полет идей Вуазена до поры до времени не могли остановить ни критика скептиков, ни даже экономический кризис. В 1929-м он наконец-то представил серийные С-18 и С-19 с V-образными 12-цилиндровыми моторами объемом 3,8 л. Вскоре появилась версия и со 125-сильным (4,9 л) агрегатом. Большую часть таких машин продали во Франции - их буквально расхватывали знаменитые артисты и "киты" бизнеса. Клиентов этой категории не смущало, что за 100 км автомобиль съедал 25 литров бензина и 0,6 л масла.

И все же менее чем через год после триумфа 1936-го Вуазен потерял контроль над фирмой. Новых хозяев не интересовали его экстравагантные идеи и то, что он искал единомышленников не только среди сотрудников, но и в клиентах. "Вуазены" в самом деле часто находили неординарных, даже эксцентричных покупателей. В фирменный салон на Елисейских Полях, 63 захаживали писатель Анатоль Франс, знаменитый шансонье Морис Шевалье, звезда парижского мюзик-холла "Фоли-Бержер" Жозефина Бейкер. На "вуазенах" ездили президенты Франции и Аргентины, король Югославии, барон Ротшильд, миллионер, организатор знаменитых автогонок Уильям Вандербильт, актер и танцовщик Рудольф Валентино. Таких клиентов, конечно, не могла привлечь "неинтересная" С30 с 3,5-литровым американским мотором "Грехэм", где от настоящих "вуазенов" осталась только крылатая фирменная фигурка на решетке радиатора.

В 1939-м Вуазен вернул себе большую часть акций, но автомобили завод уже не делал - перешел к авиамоторам. Тем не менее конструктор не растворился в "прозе жизни". Он проектировал паровые грузовики и танки, работал над четырехколесным электромопедом и компактным десантным вездеходом. В 1950-м Вуазен вновь удивил, представив на Парижском салоне микроавтомобиль "Бискутер" с девятисильным двухтактником. Лицензию на него купили испанцы, выпустив в 1954-1960 гг. почти 20 тысяч дешевых мотоколясок.

Многие ругали конструктора. Один историк сказал, что сделать такой автомобиль "для Вуазена, как для Леонардо раскрашивать зубные щетки из супермаркета". Но великий фантазер так не думал. Незадолго до кончины в 1973-м, Вуазен, увлекшийся в те годы конструированием бытовой техники и... воздушных змеев, в разговоре с американцем - поклонником его таланта вполне серьезно сказал: "Я изобрел обтекаемый

автомобиль, но я еще работаю над совершенствованием пробкового што-

пора..."

Модель С14 с 66-сильной "шестеркой", 1931 г.

"Вуазен-С25 Аэродин" 1934 года (3 л, 90 л.с.).

У Рудольфа Валентино было четыре "Вуазена", в том числе этот С-5 1925 года.

"Вуазен-V12L Аэроспорт" с рядным 12-цилиндровым мотором.

Подпишитесь на «За рулем» в