"шевроле-нива" - начало

"ШЕВРОЛЕ-НИВА" - НАЧАЛО

ЭКОНОМИКА

/ДЕБЮТЫ

"ШЕВРОЛЕ-НИВА" - НАЧАЛО

СП "ДЖИ-ЭМ-АВТОВАЗ" В ТОЛЬЯТТИ ПРИСТУПИЛО К ВЫПУСКУ АВТОМОБИЛЕЙ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Честно говоря, в какой-то момент мы вообще перестали верить, что когда-нибудь это случится. Переговоры с лидером мирового автопрома "Дженерал моторс" и нашим АвтоВАЗом шли чуть ли не десять лет! Даже после того, как договор о сотрудничестве был подписан - сомнения оставались: а получится ли что-то путное? Вспоминали неудачный опыт "Джи-Эм" с СП в Елабуге...

Поверили, когда этой зимой новый генеральный директор СП Джон Милонас давал интервью ЗР: "Первый серийный автомобиль " Шевроле Нива" сойдет с конвейера точно в срок!" Поверили, несмотря на то, что возле одиноко стоявшего синего сборочного корпуса СП грязи было по колено, а фундаменты окрасочного цеха и складов только-только заложили.

К чести руководителей проекта, свое слово они сдержали - точно в назначенный срок завод СП "Джи-Эм-АвтоВАЗ" был сдан и из сборочного цеха выкатили первые автомобили. И хотя работает производство далеко не в полную силу, да и нерешенных проблем хоть отбавляй - Джон Милонас по-прежнему полон надежд и оптимизма.

По нашей просьбе он ответил на несколько вопросов, чтобы удовлетворить любопытство читателей ЗР.

- Пока на заводе пущен только сборочный цех. Какие будут еще цеха и когда?

- Наша цель - полноценный производственный цикл: сварка, окраска и окончательная сборка. В строю уже не только сборочный конвейер, но и сварочное производство. Сама же сварка кузова идет на АвтоВАЗе, где создан специальный комплекс для новой " Шевроле Нива". Он - составная часть совместного предприятия, хоть и расположен отдельно. Окраска кузовов временно передана в ОПП, но в марте 2003 года войдет в строй уже наш цех окраски. Не исключено, что в будущем под общую крышу перейдет и сварка.

- А как решен вопрос с комплектующими?

- Основные будет поставлять АвтоВАЗ, но, кроме него, у СП еще 125 российских партнеров. АвтоВАЗ поставляет кузова, двигатели и трансмиссию, "АвтоВАЗагрегат" - систему выхлопа и сиденья, "Сызраньпластик" - пластмассовые детали. В общем, 98% всех комплектующих - российского происхождения.

- А что же остается на долю зарубежных поставщиков?

- От них - главный тормозной цилиндр, сцепление, пластик итальянского производства для приборной панели, тканевые материалы для обивки дверей и сидений, гидроусилитель руля германской фирмы ZF, решетка радиатора, наконец, шильдики "Шевроле"... Это не считая импортных прокладок, манжет, шайб и некоторых других мелких деталей.

- Сколько человек уже работает на СП и сколько из них - иностранцы?

- Сегодня у нас около трехсот работающих, но, когда завод начнет выпуск продукции в полном объеме, непосредственно на производстве будет 1200 человек - три смены. Кроме того, уже создано примерно 500 вспомогательных рабочих мест, в основном для сотрудников частных фирм. Они будут заняты работой в кафе, буфетах, убирать помещения и т. д. Почти 2000 новых рабочих мест создается на заводах - поставщиках комплектующих. А вот доля работающих в СП иностранцев невелика - всего 11 человек, и число их в будущем сократится. Я не назвал еще иностранных специалистов (в основном, с "Опеля" и других подразделений "Джи-Эм Европа"), занятых на временных работах - наладке оборудования и других. Их число непостоянно, до 30 человек в месяц.

Все российские специалисты на нашем производстве прошли обучение в Европе на заводах "Джи-Эм" в Германии, Великобритании, Польше; некоторые учились и в Штатах.

- Кстати, каким был конкурс на каждое место?

- После того как в прошлом году дали объявление о приеме на работу, обратились очень многие. Кандидатов отбирала немецкая фирма ТПМ - отсеяли процентов шестьдесят. Так что конкурс - примерно два с половиной человека на место.

- Теперь, наверное, самый важный для наших читателей вопрос: как организован контроль качества? Кто его будет осуществлять, кто руководить? Немцы, как на сборочном заводе БМВ в Калининграде, или наши специалисты?

- Мы используем ту же систему контроля качества, которая принята на заводах концерна в Европе. Директор по качеству в СП - из Германии, остальные - российские специалисты, прошедшие подготовку на европейских заводах корпорации. Иначе говоря, в Тольятти та же система контроля, что и на заводах в Германии, такое же оборудование. И критерии качества те же - никаких послаблений, никаких скидок!

- И еще один очень актуальный для нас вопрос: чем отличается " Шевроле Нива", которая сошла с конвейера 23 сентября, от редакционного VAZ 2123, выпущенного чуть больше года назад в ОПП АвтоВАЗа?

- Начну с того, что это разные автомобили. Ваш делали в ОПП по так называемой обходной технологии и уже в самом начале эксплуатации стали "вылезать" многочисленные недоделки. Кузов же " Шевроле Нива" сваривают на конвейере роботы с изначально минимальными допусками - все панели подогнаны идеально. Этот процесс мы отрабатывали здесь несколько месяцев: качество сварки проверяется очень дотошно, на электронном стенде. То же и при окончательной сборке. Конвейер тоже работал в течение ряда месяцев, и мы тщательно "репетировали" все операции. Так что первое и главное отличие, о котором вы спрашиваете, - это качество.

Внешние же отличия пока невелики. Изменена комбинация приборов, появился удобный перчаточный ящик. Панель - из более современного материала, что заметно облагородило салон. На машине - новый руль. Он меньше, удобнее, теперь его украшает эмблема "Шевроле". Другие ручки у рычага переключения передач и раздаточной коробки. Во внутренней отделке салона использованы импортные ткани, что придает ему нарядный вид.

А вот двигатель и коробка передач пока родные, вазовские, но не совсем. Специально до установки на "Шевроле-Ниву" мотор тестировали на заводе "Опель" и внесли ряд изменений - он, как принято говорить, доведен до ума. Совершенно новая система выпуска позволила несколько улучшить показатели двигателя. Со временем, как мы и обещали, на экспортных вариантах будут установлены импортные двигатель, коробка передач, кондиционер.

- Когда же поступят в продажу автомобили "Джи-Эм-АвтоВАЗ"? Их, насколько нам известно, очень ждут.

- Могу назвать дату с точностью до дня - первые машины можно будет купить 24 октября 2002 года. Продавать их начнут через специальную сеть СП и дилеры АвтоВАЗа (отобраны по строгим требованиям "Джи-Эм"), и дилеры "Джи-Эм СНГ".

- Проектная мощность СП - 75 тысяч автомобилей в год, но достигнут ее только через пару лет. А сколько автомобилей сойдет с конвейера в этом году и сколько (с этого, наверно, и надо было начать) они будут стоить?

- В 2002 году мы планируем изготовить всего 456 машин, из них около четырехсот на продажу, а остальные - для сертификации, тестирования и т.д. Цена до конца года не изменится - 8 тыс. долл. Дилеры, которые собирают заявки на эти машины, говорят, что практически все автомобили уже распределены.

Что же, пожелаем новой марке со звучным именем " Шевроле Нива" удачи и признания российских автомобилистов.

Джон Милонас: "В Тольятти внедрена та же система контроля качества, что и на заводах в Германии, установлено такое же оборудование".

Подпишитесь на «За рулем» в