Пешеходов надо любить

ПЕШЕХОДОВ НАДО ЛЮБИТЬ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЕЗ ПРАВ

ПЕШЕХОДОВ НАДО ЛЮБИТЬ

КАЖДАЯ ВТОРАЯ АВАРИЯ В РОССИИ - НАЕЗД НА ИДУЩИХ, СТОЯЩИХ, БЕГУЩИХ

ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ

"В нашей обширной стране автомобиль принял грозные очертания братоубийственного снаряда", - писали авторы "Золотого теленка". Знали бы они, что через 70 лет российской статистике дорожных аварий потребуются числа шестизначные! В 2001 году в 165 тысячах ДТП погибло и ранено почти 219 тыс. человек. В первой половине 2002 года произошло без малого 73 тыс. аварий, из них каждая вторая - наезд на пешехода. Убито и ранено около 38 тыс. представителей "лучшей части человечества" (определение Ильфа и Петрова). Лучшей - уже потому, что среди них дети...

Автомобилизация, подобно языческому божеству, требует жертв, но уж слишком легко и щедро мы их приносим. Автопарк Соединенных Штатов на порядок больше нашего, а число смертей на дорогах там выше всего на 40%. Но зачем далеко ходить? Даже на Украине эти траурные цифры непропорционально ниже российских. По пешеходам - в 6 раз. Почему?

Одна из причин, на мой взгляд, кроется в ПДД. Раздел 4 украинских Правил, как и российских, посвящен пешеходам, но называется не "Обязанности", а "Обязанности и права" (почувствуйте разницу!). В частности, "пешеход имеет право на преимущество при переходе проезжей части по обозначенным нерегулируемым пешеходным переходам". Естественно, он обязан убедиться "в отсутствии опасности для себя и других участников движения". А вот что гласит на сей счет пункт 4.5 ПДД РФ: "На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен".

Спрашивается, почему только "для них"? Ведь из-за неосторожности пешехода часто страдают другие. А главное, нелепо и наивно возлагать на ребенка или старушку обязанность оценивать скорость и расстояние. Даже в расцвете лет не каждый на это способен.

Выходит, столь серьезный документ дает индульгенцию водителю: я, мол, еду, а ты, пешеход, оценивай - и не суйся!

Я высказал это соображение начальнику ГУ ГИБДД России Владимиру Федорову, но понимания не встретил. Он сказал, что недавно был в Румынии, так там пешеходы вообще обнаглели - чувствуют себя на нерегулируемом переходе полными хозяевами и идут не глядя... Расслаблять пешеходов нельзя!

Так кого же - водителя или пешехода - не должны расслаблять Правила? В первую очередь, наверно, того, кто обязан их знать и даже сдать по ним экзамен. А значит, пункт 4.5 пора все-таки пересмотреть с позиций здравого смысла. Для блага всех участников движения.

Большим городам хронически не хватает денег для борьбы с аварийностью. По оценкам экспертов, на установку светофоров, знаков, ограждений и т.п. в регионах выделяют от 10 до 30% необходимых средств - по остаточному принципу. В Москве положение лучше, но и оно ненормально.

- Я давно не вижу здесь светофоров с вызывным устройством, - говорит Петр Лаврентьев, начальник управления безопасности на транспорте Минтранса РФ. - Нажал кнопку, дождался зеленого - и спокойно переходи. Вместо этого нарисовали очень много нерегулируемых "зебр" на улицах с многополосным движением. Это же, по сути, ловушка! В первом ряду автомобиль тебя пропустит, а во втором может сбить...

Между прочим, Лаврентьев - участник женевской рабочей группы ООН, призванной осовременить Конвенцию 1968 года о дорожном движении. Группа, по его словам, решительно настроена расширить права пешеходов. Преимущество будет иметь уже не только ступивший на нерегулируемый переход, но и остановившийся перед ним на тротуаре. Спор идет лишь о том, должен ли этот стоящий подать водителю знак рукой о своем намерении перейти улицу...

Нам бы, как говорится, их заботы! Денег на разметку переходов бы достать. И добиться, чтобы реже давили смельчаков, пользующихся на "зебре" своим преимуществом...

Как добиться? Наши собеседники говорили, что на Западе вежливость водителей воспитали штрафами: в США, например, не уступив дорогу слепому с белой тростью, заплатишь от 500 до 1000 долларов. А у нас - не уступил зрячему - всего 100 рублей, да и то крайне редко.

Видимо, без жестких мер и нам не обойтись. На той же Украине водители начали уважать пешеходов только после того, как установили драконовские штрафы. Наших законодателей это пока не волнует. Наверное, потому что пешком не ходят.

А еще надо вспомнить о таком понятии, как достоинство человека и гражданина. Можете ли вы чувствовать себя достойной личностью, выскакивая, как заяц, из-под колес? "Грустно, граждане", - сказал бы Остап Бендер, попавший, кстати, в свое время в Москве под лошадь извозчика...

Подпишитесь на «За рулем» в