Юрий башмет: автомобиль дает свободу и мобильность — журнал За рулем

Юрий башмет: автомобиль дает свободу и мобильность

ЮРИЙ БАШМЕТ: АВТОМОБИЛЬ ДАЕТ СВОБОДУ И МОБИЛЬНОСТЬ

СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛ

ЮРИЙ БАШМЕТ: АВТОМОБИЛЬ ДАЕТ СВОБОДУ И МОБИЛЬНОСТЬ

Творчество Юрия БАШМЕТА, выдающегося музыканта, «первого альтиста мира», дирижера и руководителя известного оркестра, неизменно вызывает интерес у ценителей камерной музыки, у прессы и телевидения в России и далеко за ее пределами. Специалисты, музыкальные критики говорят о жгучем обаянии личности и видят в этом один из истоков таланта и успеха. Наши коллеги-журналисты порой разводят руками: человек-загадка, взять у него интервью почти невозможно — вся жизнь расписана по минутам. Это правда — но для «За рулем» Юрий Башмет сделал исключение. И совсем не случайно: он заядлый водитель и автомобиль играет в его жизни далеко не последнюю роль.

Беседу вел Михаил ГОРБАЧЕВ

— Юрий Абрамович, вы, как музыкант, достигший таких высот, безусловно, человек состоятельный. Тем не менее на концерт или репетицию, где предстоит нелегкий труд, нервное напряжение, вы всегда отправляетесь за рулем автомобиля. Знаем, что и на гастролях в Западной Европе часто переезжаете из города в город, покрывая многие сотни километров, — и опять-таки сам управляете автомобилем. Не проще ли нанять водителя?

— Может, когда-нибудь и найму, но пока, особенно перед концертом, мне лучше самому вести машину. Ощущение скорости за рулем создает подобие того мира, который исчисляется в другом временном измерении. А концерт — это страсть, это уход в другой мир. Ощущения за рулем здесь в чем-то схожи. Интересно, кто-нибудь задумывался над тем, почему водители почти всегда понимают друг друга, даже если движутся в противоположном направлении, на разных автомобилях с разной скоростью. Пространство внутри автомобиля — это и есть уже другой мир. Вы приобретаете в нем возможность двигаться в любых направлениях, можете принимать разные позы. Глупо, скажем, считать, что чистый автомобиль лучше отрегулирован, чем грязный. Однако если помыть машину, то появляется ощущение, словно она прибавила в динамике, скорости.

— Согласен. Ночью в ясную погоду всегда кажется, что мотор стал мощнее.

— Вот-вот. Можно привести тысячу подобных примеров. И все это — другое измерение, совершенно иные ощущения, которые появляются в автомобиле. За рулем концентрируешь свое внимание на дороге, но ведь и о другом думаешь гораздо более продуктивно. Люблю ездить в машине один — это очень хорошее одиночество. Ты один, но не одинок: вокруг тебя другие машины, в них люди, весь мир. Это очень хороший баланс. На большой скорости так часто возникают точные мысли и приходят правильные решения.

— Один знакомый музыкант сказал мне как-то, что музыку в машине не слушает: его отношение к ней настолько серьезно, что он не может совмещать ее с чем-то другим. А как у вас?

— Мы с этим музыкантом принципиально расходимся. Я, когда это возможно, использую время в автомобиле, чтобы без помех, без посторонних прослушать произведение. Конечно, когда речь идет о записи, допустим, перед выходом пластинки, то надо сесть в тишине с блокнотом. В этом случае автомобиль не подходит. В других, если я за рулем, это происходит автоматически, то есть можно спокойно слушать музыку.

— Представим себе: вы опаздываете на концерт и у вашей машины спустило колесо. Что вы будете делать?

— После высказанных вслух или про себя сильных слов, присущих только русскому языку, определяю «корень ситуации»: ничего страшного, в общем-то, не случилось — на концерт я все равно попаду, так или иначе. Здесь дело в другом. Машина — очень мощный атрибут того, что мы называем мистикой в нашей судьбе, это, если хотите, — колоссальный барометр нашего внутреннего состояния.

— Вы хотите сказать — то, что происходит с автомобилем, никогда не происходит случайно?

— Бывает, из-за какой-то задержки на дороге пришлось опоздать туда, где, как потом выяснилось, тебе вовсе не надо было быть. В результате — не виноват, что не приехал, а дело решилось в твою пользу. Скажите, чем не громоотвод? А в общем, автомобиль, как известно, дает независимость, свободу и мобильность.

— У вас автомобильная семья: жена Наташа давно за рулем. Я видел, как перед домом одиннадцатилетний сын разворачивался на автомобиле без посторонней помощи. Дочь уже уверенно водит " Джип Рэнглер". Это ваше влияние?

— Увидеть сына за рулем было для меня сюрпризом. Хотя помню, что когда-то сначала дочь, потом сына сажал на колени и они просто рулили. Может, и это повлияло. Жена долго не решалась сесть за руль. Я часто уезжал на гастроли — машина простаивала, хотя очень помогла бы ей. Однажды подруга Наташи — скрипачка сказала: неужели ты думаешь, что водить автомобиль труднее, чем научиться играть на скрипке? Эти слова как-то «зацепили» супругу, она стала учиться и сейчас замечательно водит. Вот и сына научила разворачиваться. Вначале я ничего не понял: на пригорке автомобиль сам, без водителя маневрирует. Оказалось, за рулем сын, которого просто не видно.

— Какой у вас был первый автомобиль?

— «Запорожец».

— Сейчас вы ездите на «Мерседесе-300» с кузовом купе, выпуска 1989 года, хотя можете позволить себе и более новый, и более дорогой автомобиль. Чем это объяснить?

— Это привязанность, даже любовь. Я влюбился в черты моей, как мне кажется, очень элегантной, машины. Ведь купе всегда выглядит, согласитесь, изящнее седана. Автомобиль дорог и по другой причине: покупал его вместе с моим другом, теперь, увы, уже умершим, скрипачом Олегом Каганом. В 1989 году приобрести такой «Мерседес» было для меня событием. В нем есть все мыслимые и немыслимые «экстры», будь то АБС или люк в крыше. По моему уровню автомобильной зрелости, тогда это был самый шикарный автомобиль, какой я мог себе представить: не громоздкий, изящный, в достаточной степени для меня спортивный. В то же время невероятно комфортабельный, удобный. Потом меня как-то осенило, что езжу-то я в основном один — значит, двухдверный кузов тоже для меня. Конечно, нравятся какие-то машины: купе «Бентли» или «Ягуар», но пока не встречал такой гармонии, как у моего «Мерседеса». Есть, наверное, более современные и более красивые автомобили. Но я говорю о гармонии.

— Здесь напрашивается сравнение с музыкой. Гениальное произведение живет как бы вне времени. То же можно сказать и об автомобиле: удачный дизайн и совершенная техника способны заставить вас воспринимать машину вне времени, всегда ощущать ее притягательность.

— Совершенно верно! Искусство устремлено к гармонии. Я не случайно подарил дочери именно " Джип Рэнглер". Он чуть-чуть напоминает военный автомобиль, а в то же время современный, то есть совмещает и ретро-стиль и модерновость. Это, конечно, субъективно, но для меня прощание с английским стилем в автомобиле наступило в тот момент, когда я увидел лондонское такси — потрясающий ящик, полностью соответствовавший консервативному английскому духу. В эту секунду Англия для меня просто рухнула. Автомобиль и дизайн не менее, а, может, гораздо более соответствуют времени, чем другие его атрибуты.

— Если говорить о дизайне, то мне, например, не нравится современная тенденция зализывать формы автомобилей так, что машины разных фирм становятся похожи, как два куска мыла.

— Верно — когда нет лица, то и отличить один от другого трудно.

— В заключение еще раз отвлечемся от автомобильной темы. Кто ваш любимый композитор?

— Тот, которого я в данный момент играю. Исполнение — это полная отдача и попытка достичь совершенной гармонии через желание абсолютно слиться с музыкой. Если более конкретно — Моцарт, Шуберт, Бах, Брамс, Чайковский, а из современных — Прокофьев, Шостакович, Шнитке.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров9115
Оцените материал
0:0

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: