Если не FIAT: какой автомобиль мог стать первыми Жигулями

Полвека назад, в мае 1966-го, был подписан исторический, как говаривали в былые времена, договор СССР-FIAT о строительстве огромного автозавода. Это событие изменило всю автомобильную, а в известной мере и жизнь всей страны. Помимо предприятия на 660 тыс. автомобилей в год, которое поначалу собирались возводить на Украине, построили немало смежных заводов, чья продукция определила новые промышленные стандарты СССР.

Концерн FIAT, а первоначально итальянская фирма «Новосидер», возглавляемая Пьетро Саворотти, обхаживала СССР еще с 1950-х. В 1955-м с итальянцами чуть было не заключили договор на производство в Союзе FIAT 600. Но в 1960-х на выгодный контракт с СССР претендовали и иные компании. Иностранная пресса тех лет писала о Renault, Ford и даже GM. Но только итальянцы имели опыт проектирования и постройки подобных заводов под ключ. В концерн FIAT в те годы входило около 100 компаний самых разных сфер деятельности.

Политический аспект играл не последнюю, но и не главную роль. Коммунистическая партия была сильна не только в Италии, но и во Франции, которая, кстати, не входила в военный блок НАТО. А ведь Renault была главным конкурентом итальянского ФИАТа в борьбе за симпатии советского правительства. Но в Италии шла всеобщая забастовка (итальянские коммунисты очень не любили FIAT), поэтому стоимость ВАЗа вышла относительно невысокой. Наконец, французская пресса писала, что итальянцы просто оказались смелей и прямолинейней. Пока французы искали, как преодолевать возможные трудности, итальянцы решали все вопросы смело и быстро...

И все-таки, каким мог быть новый советский автомобиль, если бы ралли Запад-Москва выиграл не FIAТ? Что мы потеряли, а может, приобрели? Смотрим в картинках.

Фото: из архивов автора

Подпишитесь на «За рулем» в