Игры разума: роботы-парковщики и роботы-пилоты

Если уж в слове «автомобиль» не обошлось без частички, намекающей на самостоятельность, то что удивляться дальнейшей роботизации, которую предлагают ввести для транспорта будущего уже сегодня? Об этом — наша очередная подборка смелых идей от новаторов.

Без ливреи, но с камерой

Наверное, каждый видел (хотя бы в кино), как подъехавший к шикарному отелю или ресторану гость небрежно отдает ключи от дорогущего кабриолета парковщику в ливрее и, не заморачиваясь более судьбой автомобиля, спокойно удаляется. Такую беспечность советский человек никогда не проявил бы даже по отношению к Жигулям. Да мало ли кто там в этой ливрее: вдруг он помнет бибику, а то и умыкнет?

Но теперь, похоже, проблема решена кардинально. Не прошло и полувека, как на паркинге Дюссельдорфского аэропорта появился… робот-парковщик Ray! Без ливреи, но с электромоторами, компьютером и фотокамерами. Последние нужны как раз для того, чтобы зафиксировать состояние вашего автомобиля. А дальше начинаются чудеса. Рэй лихо подъезжает сбоку, выдвигает пару двойных вил, как у автопогрузчиков, удивительным образом попадая ими прямо под колеса независимо от длины автомобиля. Для этого робот-парковщик может изменять свою собственную длину. Ключи, естественно, передавать уже не нужно: напротив, машину следует запереть. Взамен получаете чек с кодом, который впоследствии позволит дать команду на обратную доставку машины.

Интересно, неужели сегодня такие роботы стоят дешевле человека в ливрее?

Картинг на воде

Если думаете, что речь пойдет о неких гонках на гидроциклах между буйками, то сильно ошибаетесь. Тут именно о картинге, и именно на воде! Заметьте: употреблено слово «картинг», а не «карт». Карты-то как раз самые обычные, хотя и с электроприводом. Впрочем, тут куда важнее то, что трасса проложена на… верхней (18-й по счету!) палубе норвежского круизного суперлайнера Norwegian Joy. Там же находятся трибуны для болельщиков, боксы, пит-стоп, мастерская. Длина трассы составляет 320 м. Количество картов (их 20) обещает сделать гонки весьма напряженными, тем более что динамики на каждом из «болидов» издают привычные звуки, соответствующие положению педали «газа». Интересно, что лайнер хотя и принадлежит компании Norwegian Cruise Line, приписан к Шанхайскому порту. Что вполне понятно, ведь гостями на борту и заодно автогонщиками станут 3900 китайских туристов.

Интересно, чем гарантируется невозможность улететь за борт с 60-метровой высоты? Впрочем, возможно, в этом тоже особый кайф.

Маниловщина? Нет – реальность!

Когда-то, лет 60 тому назад, американцы бросили на Филиппинах завезенные туда армейские Виллисы. Аборигены решили, что добру пропадать не стоит, и развернули масштабную программу преобразования неубиваемых джипов в маршрутки по имени Джипни (Jeepney). Прочная рама и подвеска позволяют водрузить на них дизайнерский кузов из нержавейки (!) вместимостью до 25 человек. При этом не требуется много кресел – их там вообще нет, кроме водительского: для пассажиров установлены две лавки вдоль бортов. Ремни безопасности, эйрбэги? Помилуйте, да кому они тут нужны? Как и новомодный даунсайзинг: под капотом стоит 3,2-литровый дизелек Isuzu с механическим впрыском мощностью 68-80 л.с. Так что, никаких компьютеров, разве что у пассажиров.

А вот разукрашены экипажи совершенно оригинальным и эксклюзивным образом. Можно смело утверждать: в Маниле двух одинаковых Джипни вам не найти!

Стоит такой микроавтобус около 12 000 евро, переделка занимает два-три месяца, а «билет» обойдется туристу всего в 13 евроцентов. Впрочем, говорят, что билетиков там не выдают…

Сексоцикл для босса

Нет, к сексу это транспортное средство никакого отношения не имеет. Но как еще обозвать шестиколесный квадроцикл? Впрочем, может быть, читатель сам придумает подходящий термин для вездехода Sportsman 6x6 Big Boss 570 EPS фирмы Polaris?

Еще хорошо бы понять его основное предназначение: за двумя седоками расположен кузов-самосвал на 340 кг. Кроме того, «Большой босс» может тянуть прицеп массой до 750 кг, отгребать снег плугом или убирать его вращающимся шнеком. Утилитарный снегоуборщик? Причем тут тогда намек на спортивность? Об этом пока остается только гадать, а вот что точно известно, так это мощность двигателя 44 л.с., запас хода по топливу 200 км и возможность выбирать нажатием кнопки между колесными формулами 6×6 и 6×4.

Без страха и упрека

При испытаниях новых автомобилей приходится порой совершать довольно опасные маневры в критических режимах. Или же повторять их, например, с разными настройками подвески, шинами с максимально близкими параметрами движения. Конечно, опытный тест-пилот с этим справляется, но и риск никуда не денешь: мало ли произойдет переворот на переставке, да еще в кабриолете? И разброс в скорости, манипуляциях рулем и педалями никто не отменял.

Вот почему представляется любопытной замена живого пилота роботом, который и страха не ведает, и упрека за «непостоянство» не заслуживает. Но как сделать его универсальным для самых разных автомобилей?

Такие роботы изготавливает, например, английская фирма Anthony Best Dynamics. Их исполнительные устройства (актуаторы) очень легко соединяются с любой баранкой без помех работе эйрбэга, рычагом коробки передач и педалями. Остается лишь загрузить в память нужную программу, нажать на кнопку «Старт» и наблюдать за поведением автомобиля за чашечкой кофе и анализировать полученные данные.

На нашем фото робот модели SR15 в комплектации для автомобиля с автоматической коробкой. Но есть, конечно же, и версии для механики.

Фото: компании-производители

Подпишитесь на «За рулем» в