Почему мы плохо ездим и хорошо стоим: 5 «пробочных» нарушений ПДД
Как бы ни была избита эта фраза, факт остается фактом: хочешь изменить мир — начни с себя. Да, дорожная инфраструктура в России безнадежно отстает от роста автопарка, а власть имущим вряд ли есть дело до проблем простых граждан. И то и другое едва ли изменится в обозримом будущем. Так попробуем разобраться в себе.
Итак, наш рейтинг самых «пробочных» нарушений.
1. Движение по обочине. Это беда в первую очередь пригородных магистралей. Логика тех, кто мчится по обочине, проста – ничего страшного, все равно стоим, зато я проеду быстрее. Но ведь рано или поздно все эти обочечники будут втискиваться обратно в ряд. И тогда движение застопорится – эффект «бутылочного горлышка» никто не отменял.
Не будем лезть в сложные гидродинамические расчеты. Допустим, что скопилась пробка. Каждый водитель трогается и начинает движение за три секунды. Тогда за одну минуту двадцать автомобилей начнут движение. А если кто-то лезет с обочины? Ему понадобятся те же три секунды для трогания. И если его пустят, еще две секунды на возвращение в ряд. Тогда второй автомобиль, стоящий по правилам в своем ряду, тронется уже не через три, а через восемь секунд. И тогда вместо двадцати машин за минуту тронутся лишь 16 автомобилей. И это в идеальной ситуации. А если пробка больше?
Бороться штрафами тут бесполезно – на все запрограммированные места просто не хватит патрулей ДПС. Куда эффективней будет сделать на обочинах «лежачие полицейские», колышки или поперечные рвы. При интервале в 20–30 метров они не помешают экстренной остановке на обочине (если вдруг возникла такая необходимость), а вот резвый поток «объезжальщиков» остановят.
2. Поворот со всех рядов. А вот это проблема уже городская. Стоит движению на съезде или повороте замедлиться, как тут же к ряду, стоящему на поворот, пристраивается еще один, за ним еще один и так далее, пока свободными не останутся один-два левых ряда.
Решить проблему можно лишь двумя путями. Первый – отгораживать съезд конусами или отбойником. Второй — ставить камеры, фиксирующие неправильное пересечение разметки.
Но есть и третий вариант – уважать друг друга и стоять в порядке общей очереди. Или это из разряда фантастики?
3. Беспорядочная парковка. Еще одна городская проблема – оставленные на проезжей части машины. Даже один такой автомобиль создает препятствие – остальным приходится перестраиваться и вклиниваться в соседний ряд. А это почти вдвое замедляет поток.
4. Выезд на забитый перекресток. Типичная ситуация – за перекрестком остановилось движение. Зеленый свет сменяется на желтый. И вместо того чтобы остановиться перед перекрестком, некоторые водители уверенно выезжают на него в ожидании неизвестно чего. Еще полбеды, если это будет компактный хэтчбек, а перекресток – достаточно широкий для маневров. Но нередко перекресток занимают водители тягачей с полуприцепом или сочлененных автобусов. И тогда движение для пересекающего потока оказывается полностью блокировано — целый цикл светофора может быть потерян. К чему это ведет? Правильно, к затору.
5. Нарушения при переходе дороги. Это наименьшее из зол с точки зрения заторов. Но сколько раз мы видели такую картинку – пешеход переходит дорогу на красный свет или в неположенном месте, и не первый, так второй водитель все равно пропустит пешего нарушителя — и остановится весь поток, хотя для него будет гореть зеленый свет.
Опасность в том, что дорогу переходят где попало и матери с детьми, порой с младенцами в колясках. Не так давно в одном подмосковном городе я сделал замечание молодой мамаше: мол, какой пример подаете своему ребенку? В ответ получил совет следить за собой и, заодно, идти по всем известному адресу.
Бороться со всеми этими нарушениями можно штрафами, дополнительным контролем за счет сотрудников ДПС и камер фото- и видеофиксации. Но, по-моему, куда проще относиться к друг другу с уважением. Ведь, как говорил профессор Преображенский, разруха не в клозетах, а в головах. И если мы постараемся думать на дороге не только о себе, разруха исчезнет сама собой.