Прощай, молодость: вторичка останется без свежих машин

В условиях кризиса россияне стали дольше эксплуатировать свои машины, а новым авто чаще предпочитают подержанные. Как следствие в ближайшие годы вторичный рынок рискует столкнуться с острой нехваткой предложений по продаже свежих автомобилей, что неминуемо вызовет повышение цен.

Мода на «старичков»

Падение продаж новых автомобилей, которое длится вот уже почти четыре года, приведет к сокращению доли молодого сегмента автопарка России, а значит, и к дефициту свежих машин на вторичном рынке в перспективе ближайших лет. К такому выводу пришли аналитики PwC и «Avito Авто», по прогнозам которых число автомобилей до 5 лет в нашей стране сократится с нынешних 10,7 млн до 6,9 млн единиц в 2020 году. И это при том, что, несмотря на затянувшийся спад на первичном рынке, весь российский автопарк за тот же период вырастет на 8%, до 44,5 млн машин из-за относительно низкого уровня утилизации старых авто. Соответственно, в ближайшие годы на российских дорогах будет расти число более возрастных автомобилей. Так, парк машин в возрасте от 5 до 10 лет увеличится с 10,1 млн до 12 млн к 2020 году, а ряды тех, кому за десять, пополнятся до 25,6 млн против 20,4 млн машин в текущем году.

Прогноз автопарка России по возрастным сегментам, млн шт.

Таким образом, нехватки предложений на вторичном рынке в ближайшей перспективе не предвидится. Напротив, выбор автомобилей с пробегом будет только расти, однако не в сегменте свежих машин. Согласно прогнозу PwC и «Avito Авто», число «пятилеток» на вторичке снизится с нынешнего миллиона до 700 тысяч в 2020 году, хотя в целом рынок вырастет на 28%, до 6,8 млн подержанных машин. Как и в структуре автопарка, здесь также ожидается бум «старичков»: через пять лет будет продаваться по 3 млн автомобилей возрастной группы от 5 до 10 лет и столько же – постарше. При этом в структуре предложений по брендам по-прежнему будут доминировать Lada и Toyota, но с бо́льшим пробегом.

Как считают эксперты «Avito Авто», перераспределение предложения в пользу возрастных автомобилей вызовет либо соответствующее изменение структуры спроса, либо покупатели «вернутся» на первичный рынок, если это позволит экономическая ситуация в стране.

«Тот факт, что новых автомобилей продается меньше, приводит к тому, что на вторичном рынке предложение машин этого же возраста сокращается. И количество людей, которые могут позволить себе свежий автомобиль, сегодня ограничено. Покупатели стремятся к бо́льшей предсказуемости: если человек имеет миллион рублей, он может купить либо подержанную машину с лучшими характеристиками, либо не такую мощную, но новую, на гарантии и в кредит. С одной стороны, будет ограничение спроса и предложений в сегменте до 5 лет. С другой стороны, тот слабый спрос, который в сегменте присутствует, будет уменьшаться дальше и распределяться в сторону более предсказуемых предложений», – рассуждает директор по продукту CarPrice Роман Абрамов.

Динамика и прогноз вторичного авторынка, млн шт.

Показательно, как кривая продаж новых машин в предыдущие годы почти зеркально отражается на возрастной структуре вторичного авторынка. Согласно статистике сайта Drom.ru, больше всего объявлений о продаже приходится на автомобили 2007 и 2008 годов выпуска (доля – 30%), когда рынок новых автомобилей в России впервые достиг рекордных показателей. Следующий такой пик пришелся уже на 2011-2012 годы и, как следствие, эти машины тоже часто встречаются на вторичке (доля – 25%). А вот автомобили 2009 года выпуска, напротив, имеют одну из самых низких долей (менее 7%), поскольку именно в тот год продажи новых машин были худшими за последние несколько лет.

Эхо кризиса

Между тем текущий кризис стал самым длительным в истории первичного авторынка, а значит, его последствия еще долго будут сказываться на структуре секонд-хэнда. В первую очередь, дефицит свежих автомобилей со временем приведет к росту цен, особенно на машины с минимальным пробегом.

По мнению директора компании «ПодборАвто» Дениса Еременко, подорожание на дефицитный сегмент можно ожидать через 2-3 года. «Традиционно максимальное увеличение стоимости показывают машины японских марок, в частности Toyota и Lexus. Автомобили очень надежны и с возрастом не теряют свои качества на фоне конкурентов, что привлекает большое количество покупателей», – говорит он.

Кроме того, значительно могут прибавить в цене подержанные автомобили тех моделей, которые сильнее всего подорожали на рынке новых машин, например, из-за смены поколений, добавляет генеральный директор GiPA Russia Александр Груздев. В целом же, по его словам, цены на вторичке будут расти вслед за инфляцией и стоимостью новых авто.

Так, за последние два года средние ценники на автомобили с пробегом «потяжелели» на 13,2%, до 380 тыс. руб., в то время как официальный рост инфляции составил 24%. А вот новые машины за тот же период подорожали на 43,7%, и сегодня их средняя стоимость, по оценкам PwC, достигает 1 млн 404 тыс. руб.

Впрочем, сейчас рыночная цена определяется не только предложением, но и платежеспособностью покупателей, отмечает Роман Абрамов. Доходы населения не растут, поэтому люди покупают подержанные автомобили примерно за те же самые деньги, за исключением небольшого роста в цене с поправкой на инфляцию, что и раньше, в начале 2015 года.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в