Не разбейте солярку! Экспертиза зимнего дизтоплива

С дизтопливом творится полный беспредел: половина замерзает даже в бытовом морозильнике. Это подтвердил наш экспресс-анализ.

Вместо пролога

Заправлять топливо в пластиковые канистры на ВР нельзя. А вот переливать – сколько хотите! Вам даже помогут.

– В пластмассовую канистру? Нет, нельзя!

Заправщик настроен категорично: мол, у нас на ВР за это увольняют! Кассирши подтвердили: руководство запретило.

Мы были к этому готовы. Вручили заправщику вместо пластиковой канистры металлическую, а сами пошли беседовать с начальством: если запрещают наливать в пластик, то почему торгуют пластиковыми канистрами?

Местный начальник оказался сдержанным. Мол, торгуем, но эти канистры предназначены только для хранения. Кто запретил? Нам показывают документ: Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (в редакции приказа Минэнерго РФ от 17 июня 2003 года № 226). Введены в действие 1 ноября 2001 года. Тогда какой-то функционер из-за якобы электризации пластика действительно запретил «выдачу нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару». И неведомо ему, что современные топливные баки давным-давно делают из пластмассы. Причем и для заправки бензином, не говоря уже о дизельном топливе. Ведь солярку просто так не поджечь, даже если очень постараться. И кто дал указание вытащить из нафталина это странное распоряжение?

Более того, тот же заправщик подбежал к нам и… самолично помог перелить заправленную солярку из металлической канистры в пластиковую! Ведь в приказе не сказано, что этого делать нельзя. Еще одно доказательство того, что Россия непобедима!

Ладно, будем считать это прологом нашей экспертизы. Проверим, что ждет владельцев дизельных машин, заправившихся в начале зимы (пробы мы брали в середине декабря). Причем специально выискивать откровенный «левак» не будем – прокатимся вдоль федеральной трассы на юг от столицы и соберем дизтопливо с разных АЗС.

АЗС третьего тысячелетия. Но если вы полагаете, что здесь нет клиентов, то ошибаетесь. Цена определяет сознание? Наш совет: сразу проезжайте мимо!

Справочники для пятиклассников

Никаких топливных проблем на территории России с 1 января 2016 года быть не должно по определению. Мы уже рассказывали, что Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 повелел допускать к обращению исключительно топливо класса К5. А разве «пятиклассники» могут замерзнуть? К тому же дизелеводов оберегают сразу четыре нормативных документа: по ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают дизтоплива Евро, по ГОСТ Р 55475 – топлива для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 – остальные.

Однако… Пусть в отеле хоть пять парикмахерских на каждом этаже – это не сделает его пятизвездочным. Так и здесь. Требования к зимним соляркам есть, но кто мешает продавцу торговать чем-то попроще? Громкие фразы про сезонность применения топлива у нас носят рекомендательный характер.

Проверим, замерзает ли топливо «пятого класса». Для справки: температура помутнения зимней солярки для умеренной климатической зоны должна быть не выше –22 ºС. А потому ни одно из купленных дизтоплив не имеет ни малейшего права потерять прозрачность даже в обычном морозильнике, а тем более – замерзнуть.

Приходилось ли вам сталкиваться с замерзающим дизтопливом?

(Данные опроса, который проводился на сайте www.zr.ru в середине декабря 2016 г.)

НАША СПРАВКА

Все дизтоплива мы закупали в середине декабря 2016 года.

Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами – помутнения, застывания и предельной фильтруемости.

Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.

Температура предельной фильтруемости указывает на температурный порог работоспособности двигателя. При температуре ниже этой фильтры топливной системы перестают пропускать топливо.

Температура застывания – температура, при которой топливо теряет подвижность; обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 ºС.

Из жидкого в твердое

Мы посетили 17 заправочных станций. Не в честь наступившего года – так случайно получилось. Однако «взятие зимнего» все-таки породило смуту в умах: вместо сплошных плюсиков наша таблица запестрела минусами. На половине из купленных солярок в гости к Деду Морозу в Великий Устюг не доехать!

Разброс цен сумасшедший: от 28 рублей на 106‑м километре Симферопольской трассы до 36 рублей 92 копеек на расположенной поблизости заправке Лукойла.

Нужно признать, что никто из акул рынка в бытовом морозильнике не потонул. Идеальной оказалась солярка Shell, которая при –30 ºС даже не помутнела. Роснефть и ВР выступили нормально, но при –30 ºС эти дизтоплива все-таки немного потеряли прозрачность. То же относится к Лукойлу: при максимальном охлаждении солярка сохранила работоспособность, хотя и немного помутнела.

На каждой АЗС мы оформили протокол взятия пробы. С фотосъемкой кое-где возникали проблемы: к примеру, на месте забора одного из образцов на нас набросилась работница заправки: мол, кто разрешил фотографировать частную собственность? Ее беспокойство, впрочем, вполне объяснимо: взятое там «зимнее ДТ» на морозе быстро превратилось в булыжник. Чтобы это не произошло в баке вашего автомобиля, вновь повторяем: заезжайте только на АЗС проверенных брендов.

Остальное – лотерея, и далеко не беспро­игрышная. И еще совет: в период массового перехода АЗС с летней солярки на зимнюю, если температура опускается ниже –10 ºС, во время заправки заливайте в бак для подстраховки антигель. Тогда морозным утром гарантированно заведете двигатель.

Итоги нашей проверки мы свели в таблицу. Примечательно, что на всех АЗС, которые мы посетили, были доступны паспорта качества на продаваемые дизтоплива.

Наш эксперимент может воспроизвести каждый желающий в любом регионе страны. Залейте подозрительное ДТ в подходящий стаканчик (закрытый, конечно же, – запах-то не самый приятный) и определите до утра в морозильную камеру. Замерзнет – пришлите нам фото (того, во что превратилась солярка) и координаты АЗС. 

Данные опубликуем на сайте, чтобы оградить других автолюбителей от плохого топлива. В одиночку мы не в состоянии проверить АЗС по всей стране, а вместе с вами – справимся.

Вместо эпилога

Выводов мы сделали несколько. Во‑первых, на нашем топливном рынке по-прежнему анархия. Если в Германии водитель спокойно заправляется на любой АЗС, то у нас так поступать просто неразумно. Особенно зимой, особенно на дизельной машине.

Во‑вторых, нужно шарахаться от АЗС с неожиданно низкими ценами. Зимой экспериментировать с топливом – себе дороже.

В‑третьих, не слушайте тех, кто кивает на потепления. Дескать, сегодня всего минус десять, так что и летняя солярка сойдет. А если ночью мороз? А если нужно ехать за город? Или того дальше, например в Великий Устюг? Зимой нужно заливать только зимнее дизтопливо – не надеясь на авось.

Требования к дизельным топливам согласно ГОСТ Р 55475

Параметр

Зимнее ДТ

Арктическое ДТ

Температура помутнения, 0С, не выше

–22

–34

Предельная температура фильтруемости, 0С, не выше

–32

–44

Результаты испытаний ДТ при отрицательных температурах

Место и время заправки (по чеку)Обозначение топлива (по чеку)Цена на момент закупки, руб.Температура, ºСКомментарии
˗20˗25˗30
ООО «Шелл нефть», АЗС 11072, Варшавское шоссе, 206а, с. 1ДТ-З-К536,19+++прозрачная, как вода, жидкость
АО «РН-Москва», Варшавское шоссе, вл. 266, стр. 1 (ВР)ДТ ULT-З-К536,19+++при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
ООО «Саган», МАЗС № 2, Симферопольское шоссе, 9ДТ-Е-К535,18++/˗˗/+при ˗30 ºС жидкость расслоилась
ООО «Нефтегазовая компания «Интеройл», МАЗС-1ДТ-З-К534,80++/˗˗/+при ˗30 ºС превратилось в кисель
ООО «Оптима Юнион», Подольский р-н, Домодедовское шоссе, 49аДТ-Л-К530,00˗/+˗/+˗помутнело уже при ˗20 ºС, после чего превратилось в кисель
ООО «Трэйдмаркет», 40-й км а/д Москва ˗ Харьковне указано34,00˗/+˗/+˗при ˗30 ºС утратило текучесть
АО «РН-Москва», Подольский р-н, Лаговское с/п, вблизи д. ГривноДТ-З-К535,00+++при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
ООО «Компания Трасса», АЗС
№ 48, 55-й км автодороги «Крым»ДТ-З-К535,29++/˗+/˗при ˗30 ºС топливо расслоилось
ИП Гуреев И.А.ДТ-Е-К530,90+˗˗при ˗20 ºС сильно загустело, а при ˗30 ºС окаменело
ООО «Лаки Стар»ДТ-Е-К530,90˗/+˗/+˗уже при ˗20 ºС топливо расслоилось
ИП Беляков А.Д.ДТ-евр-К533,70+/ ˗˗/+˗расслоение начиная с ˗20 ºС
ООО «АЗС-Сервис», АЗС № 19, Симферопольское шоссе, 106-й км, с. ЛипицыДТ-Е28,00˗/+˗/+˗желе, превратившееся при ˗30 ºС в глыбу
ООО «НефтеПромСервис»,
АЗС № 18 (Лукойл)ДТ-З-К5 ЭКТО36,92+++при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
ИП Сироткин А.А.ДТ-Е-К532,70++/˗˗замерзло до состояния камня при ˗30 ºС
ООО «Серпуховнефте­продуктсервис», АЗС 25ДИЗ.К535,50++/˗˗/+помутнело довольно быстро, но сохранило текучесть; расслоилось при ˗30 ºС
ООО «В-93»ДТ-Е К533,70˗/+˗/+˗расслоилось почти сразу, постепенно превращаясь в густой кисель
ИП Гуреев И.А.ДТ-Е-К532,20+˗/+˗при ˗25 ºС сильно загустело, при ˗30 ºС замерзло

Разнообразную информацию о зимней эксплуатации вы найдете в подборке статей из журнала «За рулем» «Автомобиль и зима: советы, мифы, тесты».

Подпишитесь на «За рулем» в