Автодизайн на халяву: двадцать одна история

По-моему, авторское право – самая сомнительная область юриспруденции. Иначе как бы могли появляться на свет десятки автомобилей, так похожих друг на друга? В нашей подборке – яркие примеры «цельностянутых» машин и их «прообразов».
Один из самых ярких примеров очевидного и возмутительного автоплагиата – китайский Landwind X7, почти неотличимый от Range Rover Evoque. Возмутившись сходством со своим детищем, англичане подали в суд на китайский концерн Jiangling Motor, выпустивший X7 в 2014 году. Но правды не нашли, так как премьера Range Rover Evoque состоялась до того, как его внешность запатентовали в КНР. И этот патент отозвали, отняв таковой и у Jiangling Motor. А под маркой Landwind продолжают выходить клоны.

Разумеется, мы на эту тему писали, и неоднократно. Например, здесь, здесь, здесь и здесь. И еще много раз.

Все помнят скандал по поводу первого Chery QQ, полностью и нелегально скопированного с Daewoo Matiz. Аналогичный случай был с Shuanghuan SCEO, который срисовали с BMW X5 первого поколения. Тут же вспоминаются пародия на Mini Cooper под названием Lifan Smily, и Fiat Panda, превращенный в Great Wall Peri, плутни с Huanghai Plutus (экс-Chevrolet Colorado) и прочие некрасивые истории, связанные, в основном, с китайским автомобилестроением.

Очевидно, китайцы до сих пор самые отчаянные автоплагиаторы. Хотя и не все: самые цивилизованные марки Поднебесной уже сотрудничают с европейскими дизайн-бюро либо берут в штат известных художников, а то и создают собственные студии. Остальные по-прежнему ходят по автосалонам с рулетками, делают сотни снимков каждой автомобильной новинки во всех ракурсах, даже через выхлопную трубу, щупают, нюхают и чуть не лижут отделочные материалы.

Из-за китайской копии Daewoo Matiz, Chery QQ, концерн GM в 2004 году вынужден был подавать иск в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что несмотря на то, что у китайской машины свои агрегаты, хоть и похожие, внешне кузов скопирован настолько точно, что некоторые элементы (двери, капот) подходят от прообраза к копии, и наоборот. Однако выиграть суд GM не удалось, а Chery быстренько провела рестайлинг и продолжила продажу своих «кукушек».

А теперь, кажется, и ходить никуда не надо: все можно скачать из интернета, куда подробную информацию о каждой новой машине и ее изображения сливают еще до официальной премьеры, несмотря на всю засекреченность. Например, чтобы подогреть интерес.

Такая страсть к копированию объясняется тем, что китайцам не хватает собственных автодизайнеров, а новинки нужны, и срочно, а также тем, что они не видят в «заимствовании» никакого криминала. Напротив, подражательство для них – форма признания авторитета, мастерства.

И почему только китайцы? Точно так же начинали корейцы, да и японцы. Не гнушались даже самые мощные сегодня бренды. В СССР автомобильные конструкторы и дизайнеры подробно или в общих чертах копировали наработки западных коллег. Да, ЗАЗ-965 = Fiat 600 и т.д. Еще пара случаев – в нашей подборке. Советская власть смотрела на авторское право сквозь пальцы, как теперь те же китайцы. Хотя бывало и наоборот, наши идеи несанкционированно утекали за рубеж. Яркий пример – английский Standard Vanguard, точь-в-точь Победа ГАЗ М20. А европейцы «списывали» и друг у друга, и у американцев. Сплошь и рядом. Кто только не повторял изгиб Хофмайстера, не пытался копировать Поля Брака…

Классический пример странного совпадения. ЗАЗ-966, производившийся с модификациями с 1967 по 1972 год, а в разработку поступивший в 1961-м году, вскоре после запуска ЗАЗ-965, имевшего ну очень много общего с Fiat 600, очень напоминал немецкий NSU Prinz 4, который пришел на смену NSU Prinz 30 в том же 1961 году. Сходство не только внешнее: и у Запорожца, и у Принца была заднемоторная компоновка с «воздушником». Но сходство было не буквальным, и шасси сильно отличались.

В США чуть что — в дело вступают юристы. Но вспомните детройтское барокко, аэрокосмический стиль. Кто первым придумал гигантские хвостовые кили, как у ракет? Вирджил Экснер? Не Харли Эрл? А они работали рука об руку. И хотя по историческим меркам это было вчера, установить подлинного автора идеи уже невозможно. Принято считать, что это Экснер. Ок, пусть так.

Я верю, что идеи буквально витают в воздухе. К тому же есть мода, в том числе на автомобили, которая развивается. И если это не подтверждено документально, я не утверждаю, что кто-то что-то у кого-то стащил. Пусть даже иногда это кажется очевидным…

Впрочем, иногда грешат и западные коллеги. Пример – Lincoln Continental десятого поколения, впервые показанный в качестве концепта в Нью-Йорке весной 2015 года. Просто сборник цитат. Передняя часть – подобие ягуаровской. Задняя изрядно напоминает Audi Prologue, концепт 2014 года. А в профиль – Bentley Сontinental Flying Spur, не иначе. Конечно, образцы достойные, и копирование приблизительное, а не точное, и никто никогда никаких претензий Дэвиду Вудхаусу, разработавшему новый Lincoln, не предъявит. Да и он сам наверняка никакой вины за собой не чувствует.

Говорят, что когда Микеланджело закончил свою Пьету и выставил ее в Соборе Святого Петра (естественно, без подписи), до него дошли слухи, что это произведение приписывают другому скульптору, миланцу Кристофоро Солари, известному также как Гоббо (Горбатый). И тогда автор за одну ночь сделал надпись на перевязи, идущей через плечо Девы Марии «Исполнил Микеланджело Буонарроти, флорентиец». А потом всю жизнь жалел об этом поступке и никогда больше не подписывал свои работы.

Можно погрязнуть в бумагах, описывая и патентуя каждую свою закорючку. Или идти вперед, каждый раз начиная с чистого листа. Кстати, это поможет избежать еще и самоцитирования – автоплагиата в буквальном смысле.

Подпишитесь на «За рулем» в