Понты дороже денег: зачем Мерседесу понадобился завод в России?

Из-за обвала рубля в России стало выгодно покупать машины премиум-класса, чем и воспользовались некоторые наши соотечественники, хранящие свои сбережения в долларах и евро. Однако с укреплением национальной валюты привлекательность таких вложений стала неочевидной, и продажи дорогих автомобилей устремились вниз. Впрочем, даже при падающем спросе производители премиальных иномарок умудряются не терять в доходах в нашей стране, где всегда найдутся желающие приобрести престижную машину за любые деньги.

Богатые тоже плачут

Хотя некоторые россияне и стали отказываться от премиума в пользу топовых версий машин из массового сегмента, производители роскошных машин продолжают подсчитывать барыши

Российский авторынок все еще находится в поисках дна, однако многие массовые марки демонстрируют рост продаж в этом году. Вопреки наметившейся стабилизации спроса производители машин премиум-класса снижают реализацию в нашей стране, хотя они всегда были более устойчивы к кризисным явлениям. Так, по итогам первых двух месяцев 2017 года кривая продаж автомобилей в целом ушла в минусовую зону на 4,5%, тогда как в премиальном сегменте падение оказалось почти в 2,5 раза значительнее. В отчетный период россияне купили 18,2 тыс. иномарок премиум-класса, что на 10,5% ниже показателя годичной давности. В результате их рыночная доля сократилась с 10,5% до 9,8%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Как говорят участники рынка, с учетом скидок на прошлогодние автомобили, которые предлагались в первые месяцы наступившего года, некоторые покупатели предпочли приобрести массовую иномарку в «полном фарше», чем премиальную машину в минимальной комплектации.

По словам директора департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Алексея Потапова, о смещении спроса на масс-маркет говорить, конечно, не стоит, но премиум-версии автомобилей массового сегмента набирают определенную популярность. Снижение продаж премиальных машин эксперт объясняет общим ростом цен на авторынке, однако в премиум-сегменте те же 5-7% – это уже довольно ощутимые суммы. Обновление моделей привело к значительному росту средней стоимости автомобилей: новые версии более технологичны и современны, к тому же оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС, поэтому куда дороже своих предшественников. Кроме того, в начале года у премиальных марок были некоторые трудности с доступностью определенных моделей и комплектаций, которые на данный момент устранены.

Как отмечает руководитель отдела продаж АЦ «Беляево» ГК «Авторусь» Павел Филиппов, рынок автомобилей премиум-сегмента в прошлые годы проседал меньше среднего. Это связано, в том числе, с тем, что подорожание автомобилей происходило не в один момент, а постепенно и в комплексе с сильным демпингом из-за изначально завышенных планов.

«Зачастую некоторые модели премиум-класса пересекались по стоимости с моделями среднего сегмента, что в свою очередь вело к перераспределению клиентского потока в пользу первых. К тому же из-за сильной и резкой девальвации рубля произошло сильное падение валютной стоимости автомобилей премиум-сегмента и большое количество проданных машин ушло за границу. На данный момент рубль немного укрепился, цены на автомобили премиум-класса выросли, и перекос исчез. Сейчас на фоне падения общей покупательной способности прослеживается обратная ситуация – переход клиентского потока в массовый сегмент, что, в целом, закономерно», – рассуждает Павел Филиппов.

А вот в «Панавто» не видят изменения спроса в пользу автомобилей в максимальных комплектациях и классом ниже. Статистика продаж этого дилера Mercedes-Benz показывает, что предпочтения покупателей в плане категорий и комплектаций машин остались прежними.

России урезают квоты

Тем не менее штутгартская марка хоть и остается безусловным лидером премиального сегмента на российском авторынке, продажи автомобилей с трехлучевой звездой на радиаторной решетке падают: на 23%, до 5,1 тыс. единиц за январь-февраль 2017 года. Остальные представители немецкой тройки» – BMW и Audi – реализовали 4,1 тыс. (-11%) и 2,3 тыс. машин (-14%) соответственно. Спрос на внедорожники Land Rover упал на 19% – их выбрали 1,1 тыс. российских покупателей. Автомобилей Porsche было продано около 400 штук – на 45% меньше, чем годом ранее.

Продажи автомобилей премиум-марок в России (данные АЕБ)

Марка Январь-февраль
2017 2016 Изм.,%
Mercedes-Benz 5067 6539 -23
BMW 4142 4669 -11
Lexus 2794 2536 10
Audi 2285 2655 -14
Land Rover 1115 1381 -19
Infiniti 941 669 41
Volvo 427 360 19
Porsche 392 719 -45
Jaguar 342 101 239
Jeep 222 223 0
Cadillac 190 138 38
Mini 173 174 -1
smart 50 24 108
Genesis 16 0 -
Chrysler 0 8
Alfa Romeo 0 6
Acura - 80 -
Всего 18 156 20 282 -10,5
Рыночная доля 9,8% 10,5%

По первым двум месяцам года нельзя делать вывод об общих тенденциях рынка: значительная часть премиальных моделей поставляется из-за рубежа, а срок поставки может доходить до трех-четырех месяцев и более, говорит директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. Кроме того, ограничивающим фактором в продажах премиума выступают квоты, выделенные для России.

К примеру, заводы Volvo сегодня перегружены заказами, и в текущих экономических реалиях для концерна выгоднее продавать автомобили на рынках США и Китая, чем у нас. Поэтому в условиях дефицита производства российскому офису Volvo сложно получить достаточную квоту автомобилей на Россию, чтобы покрыть имеющийся спрос. Показательно, что в прошлом году шведская марка могла бы реализовать в нашей стране больше на 2-3 тысячи машин, которых, собственно, и не хватило для положительного результата по итогам года. Однако в 2017-м в компании ожидают увеличение квоты, несмотря на имеющиеся производственные ограничения, и соответственно, рост продаж, чему отчасти будет способствовать выход на рынок флагманского седана S90 и универсала повышенной проходимости V90 Cross Country.

Демпинг уже не спасает

Демпинг сегодня – единственный, пусть и искусственный, способ сохранения объемов продаж в премиуме, считают эксперты

По мнению Павла Филиппова, в ближайшие годы роста продаж в премиум-сегменте ждать не стоит, и единственный способ сохранить доходность дилерской сети – уменьшать объемы сбыта и создавать искусственный дефицит, возвращаться к объемам реализации 2006-2007 годов. «Сейчас спрос на этот сегмент гораздо ниже предложения, и демпинг, по сути, единственный, пусть и искусственный, способ сохранения объемов. Но как показывает практика первых двух месяцев, и этот способ уже не приносит нужных результатов», – констатирует эксперт.

Впрочем, некоторые премиум-бренды начали этот год вполне успешно, демонстрируя уверенный рост продаж на российском рынке. Прежде всего, это японская Lexus, которая в прошлом году вошла в тройку лидеров премиального сегмента в нашей стране и в 2017-м только укрепляет свои позиции. По итогам января-февраля российские дилеры марки увеличили реализацию на 10%, до 2,8 тыс. автомобилей, а локомотивами роста стали кроссоверы RX и NX. Ее «земляки» из Infiniti за два месяца этого года продали более 940 машин, что на 41% больше по сравнению с прошлым годом. Наибольшим спросом у россиян пользуются обновленный кроссовер QX50, внедорожник QX70, а также седан Q50. Шведская Volvo записала в свой актив порядка 430 реализованных в России автомобилей (+19%), и основную кассу марке делают внедорожник XC90 и кроссовер XC60. Наилучшую динамику продаж показывает британский Jaguar, продажа 340 машин которого обеспечила рост в 3,4 раза. Этому во многом способствовал выход на рынок в прошлом году бизнес-седана Jaguar XF нового поколения, появление спортивного SUV Jaguar F-Pace, а также старт продаж полноприводной модификации Jaguar XE.

«Lexus весь объем реализации делает на трех моделях, две из которых – новинки, чей стиль пришелся по душе покупателям. Продажи Infiniti невысоки сами по себе, и уход с рынка прямого конкурента в лице Acura мог им помочь. У Volvo основной объемообразующей моделью является ХС60, которая, несмотря на преклонный возраст, остается очень выгодной по соотношению цена/качество и сейчас даже доступнее некоторых конкурентов из массовых сегментов. Jaguar продается в очень маленьких количествах, и за счет одной-единственной новой модели F-Pace объем реализации может увеличиться в разы», – комментирует Павел Филиппов.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в