"сибал". год на газе

"СИБАЛ". ГОД НА ГАЗЕ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/АВТОПРОМ

"СИБАЛ". ГОД НА ГАЗЕ

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ХОРОШИЙ АВТОМОБИЛЬ, ЗАВОДУ ПОТРЕБУЕТСЯ ПЯТЬ-СЕМЬ ЛЕТ, СЧИТАЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВИКТОР БЕЛЯЕВ

...ВСЯ ПЛАНИРУЕМАЯ

ПРОДУКЦИЯ ЗАВОДА

ЗАКАЗАНА НА ТРИ

МЕСЯЦА ВПЕРEД...

ЗА ВОСЕМЬ

МЕСЯЦЕВ

НЫНЕШНЕГО

ГОДА МЫ

СОКРАТИЛИ

УБЫТКИ

В 15 РАЗ.

- Часто в разного рода "годовых отчетах" можно услышать: достигнуты такие-то показатели, завод отказался от бартера... Но людей куда больше интересует то, что касается их непосредственно: лучше ли стали автомобили? Какие новые модели появятся, что изменится в нынешних?..

- Начнем с того, что мы изменили принципы в подходе к качеству продукции, создали около 180 групп качества на заводе. Это не просто контроль на выходе, выискивание брака и т. п. Задача - проанализировать соответствие нашей заводской документации технологии, оборудованию, оснастке и, соответственно, исполнению работ. Те неполадки, которые можно устранить, устраняются сразу же, если нет - разрабатываем программу. В первый месяц работы групп с первого предъявления сдали всего 10-15% продукции! Сейчас мы избавились от дефектов исполнительского характера, на автомобиле, сошедшем с конвейера, можно ехать.

- Серьезное достижение!

- Ирония, конечно, уместна, но совсем еще недавно наши автомобили требовалось дорабатывать, прежде чем "выпустить" к потребителю.

Еще интересная информация: вышел на проектную мощность окрасочный комплекс "Хайден". Красим машины в 11 цветов, причем все цвета - по заказу покупателей.

За год ощутимо улучшили сервисное обслуживание: еще год назад производили собственных запчастей на 25-30 млн. рублей в месяц и на 10-15 млн. брали у смежников. Теперь сами выпускаем на 250 млн. рублей - в десять раз больше! В том же духе можно продолжить и дальше.

Команда менеджеров целенаправленно делает все, что было продекларировано с нашим приходом на ГАЗ. Сказали: будем оптимизировать численность работающих - и достигли этого, причем не сокращая людей. Чтобы предприятие развивалось, нужны молодые кадры. Мы приняли выпускников вузов - они сначала даже не верили, что будут здесь работать, шли слухи о массовых увольнениях. Сейчас молодежи на предприятии становится все больше.

- Это заметно и в цехах: очень много молодых лиц.

- У нас появилась своя товаропроводящая сеть, а ведь год назад мы вообще не контролировали рынок! Дилеры в открытую говорили: Беляев еще придет к нам, встанет на колени - попросит, чтобы мы покупали его автомобили. Надо было в короткий срок научиться цивилизованно продавать свою продукцию. Не предоставлять какие-то льготы, давая одному "солянку", другому "эксклюзив", третьему - одну определенную модель. Да, этим нужно было переболеть, да, было очень тяжело - доходило до того, что скапливалось 20 тыс. автомобилей на складе, а это 100 млн. долларов! Сейчас у нас вся планируемая продукция завода заказана на три месяца вперед, а дилеры стоят в очереди, чтобы аттестоваться на ГАЗе, потому что мы ведем цивилизованный бизнес.

- Или потому, что удалось выкрутить руки дилерам, когда ГАЗ после прихода "Сибала" резко снизил отпускные цены...

- Тут не было никакой игры. Просто год назад отпускные цены ГАЗа были на 40% выше рыночных! "Волгу" завод отпускал за 130 тысяч рублей, а у дилеров она стоила 98 тысяч, разница складывалась из всякого бартера, векселей и прочей ерунды. Завод терпел убытки, надо было менять ситуацию... Вот видите, не обошлось без разговора о нелюбимом вами бартере.

Когда "Сибал" пришел на ГАЗ, все ждали какой-то сенсации. Ее не произошло. Идет планомерная работа.

- А результат? Стало ли производство более рентабельным, например?

- Сейчас мы выходим на затраты 96-98 копеек на рубль товарной продукции. Если за прошлый год убытки были 5146 млн. рублей, то за восемь месяцев нынешнего года они чуть больше 300 миллионов - сократили в 15 раз!

- Показатель, конечно, впечатляющий, но хотелось бы слышать не столько о погашении долгов, сколько о развитии. Чего нам ждать от ГАЗа?

- Первоочередная задача, как я уже сказал, повысить качество (в эту программу до конца 2002 года будет вложено 25 млн. долларов), сократить затраты, расплатиться с кредиторами.

Потом - второй этап: улучшение, модернизация действующего модельного ряда. Рестайлинг "Газели" и "Соболя" - изменения внешние, панели приборов, обивки - на это будет направлено около 8 млн. долларов. Потом последует решение по дизельному двигателю. Не обязательно это будет "Штайр", хотя уже сейчас мы готовы выпускать 1000 таких двигателей в месяц - потребность должен определить рынок. У ЗМЗ есть разработки дизеля, он находится у нас на испытании.

И, наконец, третий этап - создание нового автомобиля.

- А что будет с новой "Волгой"? Пока при нынешней цене ее покупают очень вяло - несколько десятков штук в месяц. А производственных площадей, оборудования под нее задействовано много. Не проще ли отказаться от проекта вообще, ведь в таком виде он явно убыточен?

- А в цехе делать горшки, например... Конечно, автомобиль пока сырой. Но мы занялись этим проектом вплотную. Даже если рынок не примет новую "Волгу" и она не заменит одну из существующих моделей, то все равно в мелкосерийном исполнении модель останется востребована. У нее и тогда будет высокая, как сейчас, цена (а если выпускать по 500 штук в месяц, то снизится до 12 тыс. долларов, по 1000 штук - до 8-9 тысяч), зато и качество будет очень хорошим, как и подобает штучному производству. Сейчас занимаемся доводкой, продаем GAZ 3111 только фирмам, с которыми у нас договор об эксплуатационных испытаниях, выясняем и устраняем недостатки модели. Вообще, я считаю этот проект перспективным.

- А СП "Нижегород моторс"? Что-то давно о нем ничего не слышно.

- Сотрудничество с ФИАТом продолжается. Существует ряд совместных проектов вне СП "Нижегород моторс": это, например, партнерство в производстве коммерческих грузовиков, поскольку "Газель" в общем-то дополняет модельный ряд ИВЕКО. Или перспектива выпуска двигателя "Софим", который адаптирован к нашему модельному ряду - подходит и "Волге", и "Газели". Что касается совместной сборки иностранного автомобиля, ей тоже придет черед. Мы никуда от этого не денемся, хотя бы потому, что это дает шанс модернизировать собственное производство, используя мировой опыт.

- И тогда ваши автомобили не будут отставать от иностранных...

- Мне часто задают вопрос: а можете сделать машину, как "Мерседес"? Конечно, могу. Но цена ее будет 120 тыс. долларов. Потому что все комплектующие надо будет закупить за границей, растаможить, везти сюда и штучно собирать. У нас же сегодня мало компонентов, удовлетворяющих современным требованиям.

- Где же выход?

- Я хочу видеть в поставщиках надежных партнеров, но чтобы при этом они поняли простую истину: или многое им надо менять, улучшать работу, или от их услуг мы откажемся. Чтобы выводить производство на более современный уровень, нужно интегрироваться, создавать глобальные, с единой стратегией, предприятия или вступать в долговременные партнерские отношения.

- И все-таки, можно ли сказать: когда автомобили Горьковского автозавода приблизятся к мировому уровню, пусть не "догонят и перегонят", а будут хорошего качества хотя бы?

- Для этого требуется, прежде всего, системный подход со стороны властей, правительства. В последнее время удалось возбудить интерес к автомобильной промышленности, есть надежда, что состояние дел в отрасли сдвинется с мертвой точки и она начнет развиваться. Предприятия "очистятся", их финансовая деятельность станет прозрачной, производство избавится от всего лишнего. И тогда можно рассчитывать, что через пять-семь лет...

- Остается только пожелать, чтобы ваши прогнозы осуществились.

БЕСЕДУ ВЕЛА ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

Подпишитесь на «За рулем» в