Старый добрый английский вестерн

СТАРЫЙ ДОБРЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ВЕСТЕРН

СПОРТ

/ГАСТРОЛИ

СТАРЫЙ ДОБРЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ВЕСТЕРН

ЭТАПЫ АМЕРИКАНСКОГО ГОНОЧНОГО ПЕРВЕНСТВА CART

ВПЕРВЫЕ ПОЖАЛОВАЛИ В ЕВРОПУ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИК

Взгляды десятков тысяч зрителей были прикованы к дальнему повороту трека. Шестеро гонщиков в ярких комбинезонах и четверо судей, среди которых выделялся высокий пожилой господин в ковбойской шляпе, что-то живо обсуждали. Время от времени кто-нибудь из них присаживался на корточки и озабоченно похлопывал асфальт рукой. До старта гонки оставалось меньше двух часов, но никто не знал, состоится ли она вообще - все тренировки и квалификация были отменены, да и начало разминки откладывали уже в третий раз. Наконец диктор объявил по стадиону: "Старт намечен на три часа пополудни..."

Шестнадцатый этап первенства CART провели буквально чудом. Европейский вояж, задуманный впервые в истории Чемпионата автогоночных команд, планировался с большим размахом, но едва не стал величайшим конфузом этой гоночной серии.

Оборудование команд, автомобили, механики, инженеры, часть пилотов уже прибыли в городок Лаузиц неподалеку от Берлина, где намечено было провести 15-й этап CART, когда из Нью-Йорка и Вашингтона пришли известия о страшных взрывах. Гонку все же решили не отменять, но из-за того, что полеты в Штатах были прекращены, некоторые гонщики добрались до Германии только утром перед стартом.

Дальше - больше. Обрушившиеся на Лаузиц ливни не дали провести квалификацию (трековые гонки под дождем запрещены - слишком опасно). И, наконец, когда природа все же смилостивилась и немецкий этап - его назвали Американский мемориал в память о погибших в катастрофах 11 сентября - уже подходил к концу, чамп-кар лидера гонки Алессандро Дзанарди занесло, развернуло поперек трассы и на скорости под 300 км/ч в него врезался автомобиль канадца Алекса Тальяни...

Оставшиеся до финиша 12 кругов гонщики прошли под желтыми флагами, запрещающими обгон, и угрожать позициям лидеров Кенни Брака, Макса Паписа и Патрика Карпентье уже никто не мог. А поздним вечером в берлинской больнице Дзанарди пришлось ампутировать обе ноги выше колен. "Счастье еще, что остался в живых", - разводили руками врачи.

Можно представить себе состояние гонщиков, когда через неделю, приехав на 16-й этап в Англию, они обнаружили, что новенький, с иголочки трек, построенный специально к этому состязанию, очень опасен, почти непригоден для гонок: сквозь асфальт в некоторых местах просачивались грунтовые воды и на трассе образовались влажные пятна. "Когда машина попадает на такое пятно, - сказал после десяти кругов первой тренировки самый заслуженный из участников, Майкл Андретти, - это все равно, что зимней ночью вы наезжаете на чуть припорошенный снегом голый лед..." "А жаль, - заметил бразилец Кристиано да Матта, сменивший в нынешнем сезоне ветерана в команде "Тексако/Хаволин-Ньюман/Хаас", - замечательно спроектированная и построенная трасса. Очень интересные углы наклона в виражах и гладкое покрытие".

Англичане потратили 50 млн. фунтов стерлингов (около $73 млн.) на строительство этого трека необычной трапецеидальной формы, французская фирма "Кола", заасфальтировавшая 126 тысяч квадратных метров трассы, гарантировала поразительно гладкую поверхность - ±1 мм! Наконец, трек назвали "Рокингем мотор спидвей" в честь расположенного неподалеку городка и замка, принадлежавшего первому премьер-министру Великобритании, двести лет назад официально признавшему США, лорду Рокингему. Все, все было сделано, чтобы продемонстрировать европейским зрителям американские гонки в самом лучшем виде. И тут такой конфуз...

Посовещавшись, пилоты все же решились рискнуть. Никто не выкручивал им рук. Ни главный судья, тот самый высокий седовласый ковбой Уолли Далленбах, сам в свое время не один десяток гонок проведший за рулем индикара, ни владельцы команд, ни спонсоры, понимавшие, что в случае трагедии реклама может превратиться в антирекламу. Только десятки тысяч болельщиков, специально приехавших, чтобы воочию наконец увидеть, так ли уж хороши эти американские трековые гонки, как о них говорят, напряженно ждали решения пилотов...

Солнце уже садилось за высоченные трибуны трека Рокингем, когда над стадионом прозвучала традиционная команда: "Джентльмены, заводите моторы!" И, конечно же, ни один из зрителей не пожалел, что дождался начала этого зрелища. Потому что 16-й этап, как, впрочем, всякая трековая гонка CART, держал всех в напряжении от первого до последнего метра 333-километровой дистанции. А средняя скорость на круге (именно средняя, не максимальная!) превышала порой 340 км/ч.

И хотя не слишком крутые виражи и короткие прямые английской трассы серьезно затрудняли обгоны, да и, памятуя о мокрых пятнах в четвертом, самом сложном повороте, пилоты наверняка старались не рисковать сверх меры, зрители увидели битву на последнем круге между действующим чемпионом Жилем де Ферраном и лидером сезона Браком. Рванувшись вперед в том самом четвертом повороте, бразилец опередил на финише шведа чуть более чем на полсекунды.

Всего три аварии, в которых к тому же пострадали лишь автомобили, а Тора Такаги, Бруно Жункейра и Скотт Диксон отделались легким испугом, подвели итог первого визита CART в Европу. Начавшись в жутковатом стиле хичкоковского триллера, этот вояж все-таки превратился в увлекательный вестерн с хорошими сильными парнями и хэппи-эндом. Не совсем ясно только, приедут ли эти ковбои в Рокингем через год. Ведь трассу-то все же придется переделывать.

РЕДАКЦИЯ ВЫРАЖАЕТ БЛАГОДАРНОСТЬ КОМПАНИИ "ТЕКСАКО" ЗА ПОМОЩЬ

В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.

Дебют чемпионата CART в Европе отметили с большой помпой.

Туманный Альбион коварно подтвердил репутацию одной из самых "сырых" держав мира.

Посмотреть настоящую американскую гонку на трибуны "Рогингем мотор спидвей" пришли 35 тысяч зрителей.

У болидов CART есть одно преимущество над "коллегами" из формулы 1 - они более быстрые, что особенно заметно на "овалах".

Действующий чемпион Жиль де Ферран к концу сезона набрал обороты и вплотную подобрался к лидеру Кенни Браку.

ЧЕМПИОНАТ CART

ПОСЛЕ 16 ЭТАПОВ

ПИЛОТЫ: 1. К. БРАК (Швеция, "Лола-Форд") - 147; 2. Ж. ДЕ ФЕРРАН (Бразилия, "Рейнард-Хонда") - 141; 3. М. АНДРЕТТИ (США, "Рейнард-Хонда") - 125; 4. Х. КАСТРОНЕВЕШ (Бразилия, "Рейнард-Хонда") - 123; 5. К. ДА МАТТА (Бразилия, "Лола-Тойота") - 92; 6. Д. ФРАНКИТТИ (Великобритания, "Рейнард-Хонда") - 89.

Подпишитесь на «За рулем» в