Полное надувательство: как Шниву проверяют на герметичность

Протечки — штука неприятная. Кому понравится, когда коврики под ногами постоянно хлюпают, и в салоне стоит запах прелой обивки? Не говоря уже о том, что негерметичность автомобиля — прямой путь к коррозии его кузова изнутри.

Дождевальная камера. Форсунки обрушивают на Ниву тонны воды. Процедуре подвергают каждый сошедший с конвейера автомобиль.
Дождевальная камера. Форсунки обрушивают на Ниву тонны воды. Процедуре подвергают каждый сошедший с конвейера автомобиль.

Времена, когда мы латали дыры в автомобилях, прошли окончательно и бесповоротно. Нынче технологии изготовления кузовов и конвейерной сборки обеспечивают умение машин противостоять осадкам. Но требуется постоянный контроль. Как же производители тестируют автомобили на герметичность? Рассмотрим на примере отечественного GM-AVTOVAZ.

Разверзлись хляби небесные

Первое испытание — его еще называют water test — проходит каждый новый внедорожник. Подобный тест в том или ином виде есть у всех производителей (некоторые, правда, проверяют не все автомобили подряд, а лишь выборочно). Как его проводят? Сошедший с конвейера полноприводник заезжает в дождевальную камеру, где форсунки обрушивают на него потоки воды. Воздействие в камере жестче натуральных осадков или, скажем, полива на обычной автомойке. За две с половиной минуты на Ниву выливают две тонны. Причем не обычной воды, а специально подготовленной — мягкой. Она лучше «находит» щели для протечек.

Прошедший water test внедорожник выпускают из сушки для осмотра.
Прошедший water test внедорожник выпускают из сушки для осмотра.

Пока автомобиль стоит в очереди к дождевальной камере и находится внутри, водитель-контролер не бездействует. Он успевает проверить комплектацию салона, сверяясь с монтажной картой, и уже в ходе теста посмотреть, нет ли протечек из дефлекторов воздуховодов. Потом внедорожник выезжает из камеры и паркуется на яме в хорошо освещенном месте. Контролер поочередно открывает все двери, рассматривает, а кое-где и щупает, ковры салона и багажника в поисках влаги. Здесь же ищут и протечки иного плана: из ямы разглядывают, не сочится ли масло или технические жидкости из агрегатов.

Помимо поиска течей в точке осмотра проверяют еще и агрегаты — не сочится ли масло из трансмиссии и двигателя. При обнаружении дефекта автомобиль бракуют.
Помимо поиска течей в точке осмотра проверяют еще и агрегаты — не сочится ли масло из трансмиссии и двигателя. При обнаружении дефекта автомобиль бракуют.

Что делают при обнаружении течи воды после теста? Успокоим будущих владельцев — автомобиль с браком в продажу не попадет. Там, где дефекты подлежат устранению, их, разумеется, исправляют. А чтобы после дождевальной камеры получать как можно меньше брака, на GM-AVTOVAZ занимаются углубленными исследованиями. Напомню, Ниву делают с применением машинокомплектов, которые поступают с АВТОВАЗа. Кузов, например, варят на Волжском автозаводе, а красят уже на совместном предприятии. Здесь же и сборочный конвейер. Поэтому проблемы с герметичностью могут быть «своими» или «чужими», то есть от поставщика.

Прет из всех щелей

Чтобы разобраться, где сбоит производственная цепочка, есть тест, что, можно сказать, представляет собой ноу-хау завода. Это испытание встречается нечасто, но филиалы компании GM его применяют. Сейчас — в Тольятти, а раньше — на производстве Opel и Chevrolet в Санкт-Петербурге. Речь о тесте под названием body leak. В штатном режиме его проводят раз в две недели. Причем отдельно проверяют и окрашенный кузов без навески, и автомобиль в сборе. Суть метода — создать в салоне избыточное давление воздуха и посмотреть, сколько его утечет в единицу времени. То есть используется принцип «откуда выдавливает, туда и затечет».

Вот и нашелся повод для проверки процесса сборки кузовов. У модификаций Нив со шнорхелями и рейлингами на крышах есть крепеж. Видите два вваренных болта и утечку из-под правого? Такого быть не должно.
Вот и нашелся повод для проверки процесса сборки кузовов. У модификаций Нив со шнорхелями и рейлингами на крышах есть крепеж. Видите два вваренных болта и утечку из-под правого? Такого быть не должно.

Для нагнетания задействована специальная установка, которая «надувает» кузов подкрашенным воздухом и считает, сколько кубометров в час надо подкачивать, чтобы поддержать определенное избыточное давление. Зачем цветной воздух? Надо же не только оценить ушедший через щели объем, но и выявить проблемные места. Для подкраски используется театральный дым на основе глицерина. Он не пачкает салон, не оставляет запаха и, главное, его хорошо видно.

При работе c голым кузовом, разумеется, проклеивают полиэтиленовой пленкой проемы дверей и другие штатные отверстия. Автомобиль в сборе требует проклейки клапанов вентиляции и короба воздухопритока.

Сразу после дождевальной камеры автомобиль ненадолго попадает в сушку, чтобы не выносить в цех много влаги.
Сразу после дождевальной камеры автомобиль ненадолго попадает в сушку, чтобы не выносить в цех много влаги.

Еще три года назад, когда установка только появилась на заводе, Нива пропускала 360 кубометров воздуха в час. Сейчас — только 260. Речь об автомобиле в сборе. Голый же кузов держит лучше: утечка составляет 130 кубометров в час. В этом случае проверяется герметичность сварных швов и вварных крепежных элементов. На автомобиле же в сборе оценивают герметичность уплотнителей дверей, опускаемых стекол, уплотнений щита передка и т.д.

Установка позволяет не только находить места протечек влаги, вызванных отклонениями в технологическом процессе или качестве комплектующих (кстати, смена поставщика того или иного уплотнения может стать поводом для теста). Ее использовали при внедрении так называемого противопылевого пакета мер — находили места, где возможно затягивание пыли в салон. Она же внесла свой вклад в снижение шума. Вам знаком свист воздуха в щелях? Нашли такие щели как раз с помощью этой установки, загерметизировали — и стало тише.

«Надутый» на тесте body leak внедорожник. Хорошо видно, откуда выходит подкрашенный воздух. В моторный отсек его пропускают уплотнения щита передка. Что-то выходит из под уплотнителей дверей и даже из порогов. Но этот автомобиль укладывается в норматив.
«Надутый» на тесте body leak внедорожник. Хорошо видно, откуда выходит подкрашенный воздух. В моторный отсек его пропускают уплотнения щита передка. Что-то выходит из под уплотнителей дверей и даже из порогов. Но этот автомобиль укладывается в норматив.

Так «надувают» голый кузов. Проемы дверей и стекол проклеены. Смотрят утечки через швы и вварной крепеж.
Так «надувают» голый кузов. Проемы дверей и стекол проклеены. Смотрят утечки через швы и вварной крепеж.

Итог применения установки body leak: за три года для улучшения герметичности Chevrolet Niva внедрено 11 новых деталей и внесено 25 изменений в технологию производства.

Проемы пятой двери внедорожников и универсалов обычно особенно охотно засасывают дорожную пыль. Мне не раз доводилось участвовать в тестовых пробегах. Подтверждаю: свежие Нивы конкурентоспособны в плане герметичности — после продолжительной поездки по грейдерам почти не пропускают пыль в багажник и салон. Уж поверьте, есть с чем сравнить. Не одному и не двум другим производителям, особенно нашим и китайским, откровенно не хватает кропотливых работ по герметизации, помимо стандартного теста в дождевальной камере.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Chevrolet Niva (12)

Chevrolet 2012 / срок владения 3 — 5 лет

Достоинства:

Проходимость

Недостатки:

Все остальное

Комментарий:

Машина с салона, один хозяин, за пять лет почти не осталось деталей которые не поменял, пробег 85000 грозит уже разборкой движка. Автомобиль рассыпался от поездок на дачу да работу. За цену 700000 тыс качество не соответствует заявленной цене. Продолжу отзыв после скана всех документов по ремонту...

Написать отзыв

Читать комментарии (48)

Самые новые