Властелин колец

ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ

АКТУАЛЬНО

/ЧЕЛОВЕК У РУЛЯ

ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ

ИНТЕРВЬЮ ВЗЯЛ ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

КУДА "КРУТИТЬ"?

- Юрий Михайлович, в 90-е годы прошлого века Москва стала первым городом в России, который столкнулся с проблемой транспортных пробок. Для борьбы с ними с 1995 года ведется масштабное строительство. Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах в этой области. Что еще делается для решения транспортных проблем?

- Главное - мы пока решили не ограничивать въезд легковых машин в центр города, хотя в Европе сейчас другие тенденции. В Лондоне, к примеру, хотят ввести плату за въезд в центр, и не маленькую - 5 фунтов. В Париже многие улицы вовсе закрывают для частного транспорта. Мы задачу решаем иначе. Первый путь - это строительство колец и расширение (где это можно) радиальных проспектов. Кстати, когда мы начинали обсуждать вопрос о строительстве третьего кольца, более половины опрошенных москвичей высказались против, считая, что оно не даст городу облегчения. Тем не менее, правительство Москвы приняло такое решение. Кто был прав, можете судить по результату. Достроим третье - займемся четвертым кольцом (отдельные его элементы уже строятся), а еще в ближайших планах - сооружение магистрали, которая свяжет Новорижское шоссе с центром столицы...

- Но количество автомобилей в городе растет куда быстрее, чем строятся новые дороги.

- Будем поощрять тех москвичей, которые пересядут из больших автомобилей в компактные: владельцы машин малой мощности и малых размеров будут освобождены от уплаты транспортного налога. Такие автомобили пока не очень популярны, но я предлагаю для этой программы такой лозунг: "Маленькая машина - моя вторая машина". Если человек передвигается по городу в компактном автомобиле, это не значит, что он беден; наоборот, зажиточен - у него есть и большая машина, а на этой просто парковаться удобнее...

- А как с идеей "раскрутки" Садового кольца в одну сторону?

- Тут мнения расходятся, но я считаю - это надо делать. Вспомните, сколько было противников у организации одностороннего движения вокруг Кремля! Теперь подсчитано, что только при таком варианте на 40% повысилась загрузка. И на Садовом кольце, по компьютерным расчетам, "раскрутка" в одну сторону повысит пропускную способность на 40% и на столько же - среднюю скорость движения. Но такое решение будет принято не завтра. Сначала нужно пустить целиком третье кольцо, а на Садовом дополнительно построить десятка полтора переходов, несколько развязок и съездов. А главное - определиться, в какую сторону кольцо "закручивать". Поверьте, это очень непростая проблема. Чтобы ее решить, проводим большую исследовательскую работу.

А еще строим в Москве первую линию монорельсовой дороги - она тоже должна "работать" на разгрузку транспортных потоков.

- Словом, Москва становится похожей на красивый, современный европейский город.

- Ну почему нам обязательно стремиться быть на кого-то похожими? Москва должна быть Москвой. Не надо нас сравнивать ни с каким европейским городом - мы красивее их. Я не знаю, может быть, это квасной патриотизм, но это наш город, наша любовь, наша Родина малая.

ДОСТОЯНИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

- Многие читатели сожалеют о том, что остановился завод "Москвич". Возможно ли возродить его в нынешних условиях? Что, вы считаете, для этого нужно?

- Еще в апреле 1997 года Президент России подписал указ о передаче акций ОАО "Москвич" правительству Москвы. Однако правительство РФ пока не может решить этот вопрос, ссылаясь на валютную задолженность Внешэкономбанку СССР в 635 млн. долл. При этом правительство Москвы готово взять на себя обязательства по возврату 157,3 млн. долл. - той части долга, которая пошла конкретно на незавершенное строительство моторного производства.

Кстати, только за 1997-2000 годы Москва вложила в восстановление завода более 2,5 млрд. руб.; за эти годы выпущено больше 72 тыс. автомобилей, которые пользовались спросом. "Москвича" "подкосил" кризис 1998 года и отсутствие оборотных средств. С 2001 года предприятие практически не работает. Но у московского правительства есть бизнес-план по выводу предприятия из кризиса, а продажа старой площадки позволила бы погасить долги за электроэнергию, тепло и т. д. Однако акции (59,07%) до сегодняшнего дня так и не переданы, завод продолжает простаивать, копить долги. Ситуация ухудшается, приближаясь к полному банкротству "Москвича".

- Еще один промышленный гигант в Москве - АМО "ЗИЛ", к сожалению, из года в год сокращает объемы производства. Что там происходит? Стоит ли вообще держать автозавод в центре столицы?

- АМО "ЗИЛ" действительно попал в сложное финансовое положение: выпуская автомобиль - конечный продукт, он полностью зависит от ценовой политики поставщиков. При этом у завода хронический недостаток оборотных средств. Кроме того, все усилия по наращиванию выпуска грузовиков на ЗИЛе ограничиваются возможностями российского рынка, а он не так велик, как раньше: 23-25 тыс. в год. В такой ситуации лучший выход - осваивать на площадях и оборудовании завода принципиально новую машину, рассчитанную на другую категорию покупателей. Работа в этом направлении ведется.

А вот вопрос о выводе ЗИЛа из Москвы не рассматривается. Но в процессе реструктуризации предприятия городу передаются излишки территории для их дальнейшего использования.

- Представители фирмы "Рено" заявили о готовности возобновить производство своих автомобилей в столице...

- Московское правительство и компания "Рено" в июле 1998 года создали на паритетных началах АО "Автофрамос" для выпуска в столице современных легковых автомобилей. В силу разных причин их сборка была приостановлена, но сейчас компания "Рено" приняла решение о начале второго этапа инвестирования в наш проект - это 250 млн. долл. Будет создано сварочное, окрасочное и сборочное производство совершенно нового автомобиля, недорогого и разработанного с учетом наших условий, с объемом выпуска до 120 тыс. в год. Со своей стороны, мы готовы помочь в налаживании на столичных заводах выпуска современных комплектующих, а также обсудить вопрос о предоставлении льгот "Автофрамосу" по платежам в городской бюджет.

Я убежден: развивая в городе автомобильную промышленность и производство комплектующих для нее, мы сможем возродить всю промышленность столицы и страны.

ВОДИТЕЛЬСКИЙ СТАЖ - 48 ЛЕТ

- Юрий Михайлович, а как складывались ваши личные отношения с автомобилем?

- Я за рулем, можно сказать, всю сознательную жизнь. Двор в Замоскворечье, где я родился, - шоферский двор. И старший брат у меня - шофер. Во дворе была "представлена" вся тогдашняя техника - "Студебекер", "Додж-3/4", наша полуторка. И все нас, пацанов, страшно притягивало. Не было выше счастья, чем посидеть за рулем, а если уж дадут завести машину... Повернул ключ того же "Студебекера", нажал на педаль - полный восторг. А в 1954 году получил "права". Почти 50 лет за рулем - это стаж! Учился на ГАЗ-51, позже освоил и трактор ДТ-54: в 1956 году несколько месяцев отработал на целине.

Первой моей личной машиной стал "Москвич-401" с кузовом под № 206. Купил я его в какой-то деревне, полностью разбитый. Я, тогда студент, месяц пролежал под ним, все железо переварил сам - и сделал машину. Потом продал ее, купил автомобиль посовременнее - "Запорожец" "горбатый". Вот с ним пришлось помучиться. Главная морока - перегревался движок. Но мы с младшим братом придумали оригинальную систему охлаждения, заодно решили проблему толкателей клапанов, которая "не далась" заводским конструкторам. Потом равных по проходимости моему "горбатому" не было - в такие дебри на нем забирался... Я ведь охотник, рыболов, для меня лучший отдых - загрузить в машину лодку надувную, палатку, взять ружьишко, удочки - и в российскую глубинку. Никаких курортов не надо!

Потом были "Жигули" - "13-я" модель, "девятка"... Сейчас, конечно, чаще езжу на иномарках, но одну заветную мечту осуществил - купил ГАЗ-69. Вот, действительно, король бездорожья. При этом машина надежная и неприхотливая - куда до него хваленому "Хаммеру"!

- А часто ли приходилось общаться с ГАИ?

- Могу похвастаться - в "правах" ни одной "дырки". Хотя наказывали часто - за превышение скорости. Но встречи с "гаишниками" всегда завершались "мирным исходом" - штрафами.

Грешен, люблю быструю езду. И девочки мои (им 8 и 10 лет) уже года два ездят на картах. Сейчас мы с женой столкнулись с большой проблемой - гоняют дети страшно. Мои гены, понимаю, но все равно переживаю очень.

Подпишитесь на «За рулем» в