6 шаровых: испытали самую опасную деталь подвески

На редакционном Ларгусе недавно замененная шаровая опора отходила всего 25 000 км! Мы огорчились и провели испытания запчастей для Ларгуса и Логана – результаты во многом печальные.

В 90‑х годах привычной картиной на дорогах были Жигули с вывернутыми набок передними колесами. Виновата не самая удачная конструкция подвески, а главное – дефицит и плохое качество запчастей, наводнивших тогда рынок.

Сейчас и время иное, и нагружены шаровые опоры на современных автомобилях с подвеской McPherson иначе: не на вырыв, а, в основном, тормозными и тяговыми силами, а также боковыми на поворотах. Но оговариваемые старомодным стандартом силы вырыва и выдавливания позволяют косвенно оценить стойкость шаровых при боковых нагрузках. Их-то мы и замерили. Кроме того, оценили твердость и шероховатость шаровых поверхностей, а также провели спектральный анализ всех образцов: из чего сделаны? Ну а подержать изделия в морозильнике, да при «минус 50˚ С» – это уж само собой!

Продавцы магазинов запчастей норовят продать рычаг в сборе с шаровой опорой – он ведь дороже. И приговаривают: менять шарнир нет смысла! Не верьте: у рычагов этих машин сайлентблоки и сами рычаги могут пережить не одну шаровую.

Для экспертизы мы приобрели детали шести производителей, которые подходят для таких популярных у нас моделей как Renault Logan и Sandero второго поколения, а также Lada Largus (после 2013 года). Выборку делали просто: приехали в один из крупнейших московских магазинов автозапчастей и скупили весь ассортимент. Стоимость приобретенных образцов, представленных в нашей фотогалерее по алфавиту, – от 330 до 1200 рублей. Разница в цене – почти четырехкратная.

Примерная цена 500 ₽
Стопорное кольцо – под разжимные клещи. Пыльник с трудом проходит в отверстие рычага. Посадка опоры плотная. В морозильной камере резинка рассыпалась при –50˚ С – это нехорошо. Рекомендовать не можем.
Примерная цена 400 ₽
Стопорное кольцо – под разжимные клещи. В рычаг пыльник проходит свободно. Натяг в посадке опоры средний. Пятидесятиградусного мороза изделие не испугалось. Итог – второе место в наших испытаниях. Рекомендуем.
Примерная цена 1200 ₽
Самое дорогое изделие. Стопорное кольцо – тонкое, проволочное. В рычаг пыльник заходит свободно. Посадка опоры со средним усилием. Силовой запас на­именьший. При температуре –40˚С пыльник развалился на куски. Рекомендовать не можем.
Примерная цена 550 ₽
Пыльник легко заходит в отверстие рычага, а опора фиксируется тонким проволочным стопорным ­кольцом. В морозильнике при –50˚ С пыльник потерял цельность. Рекомендовать не можем.
Примерная цена 500 ₽
Стопорное кольцо – проволочное, «хилое». В отверстие рычага пыльник входит легко. Натяг при посадке опоры средний. Морозные испытание изделие выдержало. Итог – третье место. Рекомендуем.
Примерная цена 330 ₽
Самая дешевая опора. Стопорное кольцо мощное – под клещи. В рычаг пыльник протискивается. ­Фиксация в отверстии плотная. Малая шероховатость шара и значительные усилия выдавливания говорят о повышенном ресурсе изделия. Первое место! Рекомендуем.

Рвем и выдавливаем

Осмотр первым делом выявляет различие в конструкции стопорных колец, которые фиксируют корпус опоры, с натягом запрессованный в стальной штампованный рычаг. У одних опор они совсем тоненькие, проволочные, а у других требуют применения разжимных клещей: такие выглядят надежнее. Оценили и то, как опоры заходят в неновый рычаг: каково усилие, не мешает ли пыльник.

Проверить силовые качества поможет разрывная машина Р‑20. Согласно ГОСТ Р 52433-2005, в котором изложены требования к шаровым шарнирам автомобильных транспортных средств, для шара диаметром до 25 мм включительно (это наш размерчик – как раз 25 мм!), нормативные усилия составляют 1500 кгс для вырыва и 2100 кгс для выдавливания.

В норматив уложились все изделия, однако разница в результатах примерно двойная. При прочих равных глаз ложится на те опоры, что держат более высокую нагрузку.

Разрывная машина Р‑20 одолела все предложенные ей изделия. И все они уложились ­в требования стандарта.

Результаты измерений усилий вырыва и выдавливания шаровых опор

Бренд

Диаметр шара, мм

Усилие вырыва, кгс
(норма – 1500)

Усилие выдавливания, кгс
(норма – 2100)

Kroner

25

4210

3520

Lada Standard

25

2500

3300

Renault group

25

2180

2700

Sasic

25

4240

3060

Sevi

25

2300

3100

TRT

25

4180

5100

Комментарий специалиста

«Изделия всех производителей укладываются в требования нормативно-технической документации (ГОСТа) по усилию вырыва и вдавливания пальца. Опора марки TRT при не самой высокой твердости шара показала большее на треть значение усилия вдавливания. Принимая во внимание малую шероховатость поверхности шара, предположу повышенный ­ресурс этой шаровой».

Минус полсотни

Мучения шаровых опор, а прежде всего их резиновых пыльников, продолжились на настоящем русском морозе, в профессиональной морозильной камере. Начали с «минус 40», закончили на «минус 50». Это очень холодно – но достижимо на северных территориях. При 40‑градусном морозе рассыпался только один пыльник из шести – с дистанции сошла опора «Renault group».

Переходим на «полтинник»! Такую температуру покажет не каждый градусник. Однако часть пыльников и здесь уцелела: из борьбы выбыли только Kroner и Sasic. Половина проверенных нами ­изделий русской зимы не испугалась!

При температуре – 40˚ С пыльник самого ­дорогого изделия рассыпался на кусочки.

НЕ ОРИГИНАЛЬНО

Изделие, продаваемое под именем «Renault group» с кодом 41 60 25 23R нельзя отнести к оригинальным запчастям. В представительстве Renault нам сообщили, что ни упаковка, ни этикетка не соответствуют оригинальным. Кроме того, референс оригинальных запчастей Renault состоит из десяти знаков, а не девяти. При этом Renault не производит шаровую с боковой проточкой: у оригинальных изделий канавка проточена по всей поверхности цилиндрической части пальца.

С опорой Lada ситуация иная. По всем признакам это оригинальная запчасть, но она относится к линейке Standard, которую производитель определяет как «запасные части, обладающие характеристиками, аналогичными оригинальным, но рассчитанные на меньший ресурс эксплуатации по причине меньших среднегодовых пробегов автомобилей Lada, возраст которых более семи лет».

Комментарий специалиста

«Легирование таким дорогим элементом, как молибден, позволяет сохранить прочность, улучшить сопротивление окислению при повышенных температурах, а также повысить стойкость к ударным нагрузкам. Небольшое добавление марганца в данном случае также хорошо сказывается на свойствах стали».

Спектральный анализ проводили с помощью оптико-эмиссионного спектрометра ДФС‑500.

Результаты спектрального анализа материала пальцев шаровых опор

Бренд

Марка стали

Kroner

сталь 40Х

Lada Standard

сталь 45

Renault group

сталь 45

Sasic

сталь 40Х

Sevi

сталь 40Х

TRT

сталь 38ХГМ

Твердость и шероховатость

Измерение твердости шара, а также шероховатости поверхностей шара и пальцев.

Твердость проверяем на твердомере ТР‑5006‑М согласно ГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86), а шероховатость измеряем профилометром TR 220 по ГОСТ 19300-86. Заодно проводим спектральный анализ материалов, из которых изготовлены пальцы шаровых опор.

Как мы и предполагали, производители применяют для шаровых разный материал. Производители, заявленные как Lada и «Renault group», использовали в производстве нелегированную конструкционную сталь 45 (ГОСТ 1050-2013) – и это не лучший вариант. Шаровые, маркированные как Sevi, Sasic и Kroner, выполнены из конструкционной легированной стали 40Х (ГОСТ 4543-2016). Хром, входящий в её состав, повышает способность стали к термическому упрочнению, работает на прочность и уменьшение абразив­ного износа. А лучший материал – у образца TRT, изготовленного из стали 38ХГМ (ГОСТ 4543-2016).

Результаты измерений твердости шаровых поверхностей опор

Бренд

Твердость, HRC (в трех точках)

Kroner

28

28

28,5

Lada Standard

32

32,5

32,5

Renault group

32

34

34

Sasic

28

28

24

Sevi

31

31

29

TRT

24

23,5

26

Результаты измерений шероховатости поверхностей шаров и пальцев шаровых опор

Бренд

Шероховатость (Ra), мкм

Поверхность пальца

Поверхность шара

Kroner

2,30

0,53

Lada Standard

1,34

0,28

Renault group

1,79

0,25

Sasic

1,62

0,24

Sevi

0,93

0,15

TRT

0,92

0,19

Финал

Явного брака при механических испытаниях мы не обнаружили – и это радует. Однако термические испытания отсеяли половину участников: остались только Lada, Sevi и TRT. Именно эти шаровые опоры и попали на наш пьедестал.

Победу мы присуждаем изделию TRT: при самой низкой цене в выборке оно сулит самый высокий ресурс. А хилое проволочное стопорное кольцо Sevi отодвигает его на третью ступень, «серебро» получает изделие Lada Standard.

Поедете за шаровыми – не забудьте прихватить результаты наших испытаний.

Счастливого пути!

Редакция благодарит начальника отдела технического контроля ООО «Эрлайн» Илью Шельменкина за содействие в проведении испытаний.

Подпишитесь на «За рулем» в