Польский автопром? Да, был такой — мы его чуть не угробили

Нашим водителям польский автопром запомнился, в основном, микроавтобусами и легкими фургонами. Именно таких машин в огромном Советском Союзе всегда не хватало. Ведь делали их только УАЗ и ЕрАЗ.

В названиях всех автозаводов ПНР (Польская Народная Республика) неизменно присутствовало слово samohod, переводить которое, конечно, не надо. В Польше выпускали много самых разных автомобилей: от Малуха, малолитражного Fiat 126p до больших грузовиков Star и Jelcz. Но чаще всего встречались на наших дорогах польские микроавтобусы и легкие фургоны.

Полноприводный Star 244 на выставке польской внешнеторговой фирмы Polmot в Измайлово.

Польские Nysa и Zuk создали на основе узлов Варшавы, в первой жизни – ГАЗ-М20 Победа. Но автомобили уже имели модернизированный 70‑сильный верхнеклапанный двигатель объемом 2,12 л. Поставки фургончиков Nysa с завода FSD в городе Ныса начали с модели 501 М, но особенно много у нас было машин семейства Nysa M521 и с 1975 года – Nysa M522. Кузова этих версий стали современнее, чем в модели 501 М, а тормоза – двухконтурными. В основном, в Союз шли фургоны, в том числе изотермические, на 550 кг груза и 50 кг сухого льда, а также микроавтобусы – аналоги РАФов.

Автомобили Zuk – конструктивные аналоги Nysa делали в Люблине с 1967 года. К нам привозили фургоны Zuk A06 грузоподъемностью 950 кг. В 1969 году в СССР завезли 1421 польский грузовик, а в 1970‑х поставки ­увеличили более чем вдвое.

Фургон Zuk A‑06 на испытаниях на Дмитровском полигоне.

В 1973 году полигон НАМИ провел всесторонние испытания фургонов Nysa и Zuk. В целом, машины отвечали советским требованиям, но управляемость на устаревших подвесках, на скоростях свыше 70 км/ч, особенно в аварийных ситуациях признали неудовлетворительной. Вышел даже небольшой скандал, поскольку получилось, что испытатели «опорочили» автомобили братской страны. В итоге отчет об испытаниях убрали в архив, а фургоны выпускали и поставляли в СССР еще долгие годы. Но ведь по совокупности качеств они, как минимум, были не хуже прямых аналогов – ЕрАЗов семейства 762.

В СССР в небольших количествах приходили и трехосные полноприводные Jelcz 574 с фургонами-ремонтными мастерскими на шасси с 6‑цилиндровыми бензиновыми двигателями объемом 4,7 л, мощностью 105 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаткой. Хотя таких машин, как и иных больших грузовиков из Польши, у нас было мало. Зато Жуки и Нысы встречаются и сегодня.

Подпишитесь на «За рулем» в