РАФ на солнечных батареях — такой правда был?

Да — в виде прототипа.

Специально для Московской Олимпиады 1980 года была создана судейская модификация микроавтобуса РАФ‑2203, получившая индекс РАФ‑2910. Машина должна была быть бесшумной и, по возможности, без отравляющего выхлопа. Для этих целей рижскими конструкторами был разработан электромобиль, в задней части кузова которого имелся герметичный отсек для аккумуляторных батарей.

Электродвигатель развивал 10 кВт (около 14 л.с.), а максимальная скорость составляла всего 40 км/ч. Шесть таких электробусов с дополнительной пассажирской дверью слева сделали для сопровождения марафонского бега и соревнований по спортивной ходьбе.

Позднее машину передали специалистам Туркменского отделения Всесоюзного НИИ источников токов в Ашхабаде: так появился первый советский «солнцемобиль» с расположенными на крыше солнечными батареями площадью 8 м². Его планировали применять в районах, где более 200 дней в году светит солнце, но до серийного производства дело не дошло.

С распадом СССР «приказали долго жить» многие автопроекты, которые хотели реализовывать в бывших республиках Союза.

В начале перестройки на основе мини-автомобилей Multicar 25 (ГДР) в НАМИ создали модель НАМИ‑0342. На этого «Кузю» предполагалось устанавливать прицепные и навесные сельхозприспособления, поэтому его оснастили коробкой отбора мощности и механизмом опрокидывания кузова с гидроцилиндром. Автомобиль комплектовался 20‑сильным дизелем, созданным в КБ Владимирского тракторного завода. Альтернативой служил бензиновый карбюраторный мотор с водяным охлаждением Ирбитского мотоциклетного завода. НАМИ‑0342 хотели выпускать на Кутаисском автомобильном заводе, но с распадом СССР этот вариант отпал сам собой. Запланировали серийный выпуск в Ирбите, однако проект так и остался нереализованным.

Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, что у нас был дизель-электрический трактор?

Есть вопросы? Задавайте! [email protected]

  • Полная история того самого главного микроавтобуса СССР — тут.
  • Стильный автобокс, от которого сложно оторвать взгляд, — Junior STRIKE 440 «черный глянец». Изящный, минимизирует сопротивление воздушным потокам, один из самых тихих и экономичных, а монтаж к поперечинам максимально упрощен.
  • Оказавшись в условиях плохой видимости на проезжей части, важно иметь на одежде отражающие полосы или просто надеть светоотражающий жилет.

Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в