Миф про кроссоверы: 90% владельцев верят в него — журнал За рулем

Миф про кроссоверы: 90% владельцев верят в него

Может ли электроника перераспределять момент на колесах? Не торопитесь с ответом!

Многие водители уповают на всемогущество бортовой электроники. И верят, что если на бездорожье машина начнет буксовать, то компьютер тут же перебросит, куда надо, крутящий момент от мотора, после чего проблема разрешится сама собой. А вкусно звучащие термины типа «муфта Haldex» или «самоблок Quaife» только усиливают веру, порождая новые мифы.

Между тем, ни водитель, ни электроника не смогут перебросить крутящий момент на какое-то из колес, если оно, к примеру, буксует на льду. Момент вообще нельзя приложить туда, где нет сопротивления. Невозможно выбраться из болота, не оперевшись на клочок суши или не схватившись за спасительную ветку — если только вы не барон Мюнхгаузен. Cамый крутой на свете внедорожник не сдвинется с места, если, например, сядет на брюхо, крутя ведущими колесами в воздухе — не спасут ни мощный двигатель, ни раздатка впридачу. Та же ситуация повторится, если он заедет всеми колесами с летними шинами на голый лед.

Миф про кроссоверы: 90% владельцев верят в негоПри повороте автомобиля все его колеса проходят разные пути.
При повороте автомобиля все его колеса проходят разные пути.

А что произойдет, если обычная легковушка типа Гранты попадет одним ведущим колесом на скользкий участок? Она также застрянет, несмотря на то, что другое ведущее колесо при этом стоит на сухом асфальте. Виноват будет дифференциал, выравнивающий моменты на ведущих колесах. Крутящий момент на каждом колесе ограничен коэффициентом сцепления шины с дорогой. Чем меньше сопротивление, тем ниже момент на этом колесе. Но таким же становится момент и на другом колесе той же оси. И как только одно колесо утратит сцепление с дорогой, другое колесо тут же остановится — крутящий момент упадет до минимума.

Как устроен дифференциал

Миф про кроссоверы: 90% владельцев верят в негоГлавная передача и межколесный дифференциал: 1 — коробка дифференциала; 2 — сателлит; 3 — полуосевая шестерня; 4 — ведомая шестерня главной передачи.
Главная передача и межколесный дифференциал: 1 — коробка дифференциала; 2 — сателлит; 3 — полуосевая шестерня; 4 — ведомая шестерня главной передачи.

Дифференциал состоит из коробки дифференциала [1], шестерен-сателлитов [2] и полуосевых шестерен [3]. К коробке дифференциала крепят ведомую шестерню главной передачи [4]. Шестерни-сателлиты и полуосевые шестерни вместе с коробкой образуют планетарный механизм. Полуосевые (солнечные) шестерни соединены с ведущими колесами через полуоси.

Ведомая шестерня главной передачи вращает коробку дифференциала с сателлитами, которые в свою очередь вращают шестерни полуосей. Когда автомобиль движется идеально прямо, сателлиты неподвижны относительно своих осей. Но как только движение становится криволинейным (например, при повороте), сателлиты начинают собственное вращение, ускоряя одну полуось и замедляя другую.

Продолжение — на следующей странице

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
19:—7
Загрузка...