Купи Слона! Удивительная история первого в СССР народного автомобиля

Чем Москвич-401 покорил советских автолюбителей?

Почему Слон?

Так машину прозвали из-за самого распространенного серого окраса и сутулого профиля.

В паспорте Москвича-401 красовался составной индекс 401-420. По тогдашней заводской системе МЗМА первым числом обозначали модель двигателя, вторым – кузова. Но в жизни машину так никто не называл. Либо Москвич-401, либо просто Москвич.

Это же Опель!

То, что Слон — точная копия Опеля-Кадет 1938 года, долго не писали ни в прессе, ни в книгах. Да и говорить о таком было не принято. Но для тех, кто мало-мальски интересовался автомобилями, это не было секретом. Ведь трофейных Опелей, отличающихся от Москвича только эмблемами, после войны на дорогах страны оставалось много.


Первый автомобиль для частников

А то, что конструкция осталась неизменной с 1938 года, никого не смущало. Тем более что и спустя даже 10 лет она выглядела вполне современно и модно.

Подвеска «на поросях»?

Многие технические решения Москвича были вполне прогрессивными. Например, несущий цельнометаллический кузов. (В 1930-е многие фирмы еще делали кузова на деревянном каркасе.)

Сзади стоял обычный цельный мост и продольные рессоры. А вот независимая подвеска была хитрой: пружины и амортизаторы скомпонованы в один корпус.

За характерную форму остряки прозвали ее подвеской на «поросях». Хотя официально подвеска называлась «Дюбонне» — по имени изобретателя.

Необычную переднюю подвеску по имени «Дюбонне» в СССР остряки прозвали «на поросях».

23 «лошади» – почти рекорд

Нижнеклапанный мотор развивал поначалу 23 л.с., а потом целых 26 сил.

Фонарный хит

Электрика на Москвиче 6-вольтовая. Спереди стояли только фары, а сзади светил красным огоньком один левый фонарь.

Штатно на Москвиче сзади стоял лишь один левый фонарь.

С электрикой машины связана забавная история из жизни журнала «За рулем». С 1962 года указатели поворотов в СССР стали обязательными, и журнал опубликовал подробную инструкцию по их установке и подключению. Этот номер стал самым читаемым за весь год. Как сказали бы сейчас, бестселлером. А редакция получала мешки писем с просьбой выслать схему.

В поисках багажника

Запаска висела снаружи — девать ее было некуда. Но запаски не воровали! Тащили разве что колпаки с новых машин (так, кстати, пострадали мои соседи).

Крышки багажника нет. Но багажник все же существует. Это лаз за откидывающейся спинкой заднего сиденья. Полезный объем небольшой, поэтому многие владельцы ставили багажники на крышу.

Необычная особенность — наружный замок устанавливали лишь на правой передней двери.

Газую дворниками!

В Москвиче необычный привод стеклоочистителей – от распредвала двигателя. Чем выше обороты, тем быстрее работают щетки. Нелогично: на прямой передаче обороты иногда невысоки, а скорость может быть и приличной.

Носком – на стартер, пяткой – на газ

В салоне Москвич-401 выпуска 1954 года было все, что полагалось в то время: спидометр, указатели уровня топлива и давления масла.

Но модель начали модернизировать, едва она встала на конвейер. Появились синхронизаторы на 2-й и 3-й передачах, мощность двигателя подняли до 26 сил.

В салоне появились крышки бардачков (а их тут два!), которых сначала не было.

Со временем рычаг коробки передач перенесли с пола на рулевую колонку.

Рычаг коробки передач переставили с пола под руль, а ручник спрятали под панель приборов. Он прежде тоже находился на полу, хотя машина не была широкой.

Педаль стартера расположена на полу и требует навыков обращения. Носком — на стартер, пяткой (если надо) — на педаль газа.

На скорости опрокидывался

По ощущениям 26-сильный автомобиль разгоняется легко. Но лишь километров до 40-50. Потом легкость совсем пропадает, а максималка составляет всего 90 км/ч. Но ездили все равно с радостью!

Ход у машины мягкий, хотя устойчивостью на высоких скоростях Москвич совсем не баловал. На неровностях и при неаккуратной работе рулем машину начинало крутить, а иногда и опрокидывало.

Погрейте масло

Несмотря на это, ездили и зимой. Поскольку никакого антифриза не было, с утра заливали в двигатель горячую воду. При температурах ниже минус 15 инструкция предписывала подогревать еще и масло. Например, снизу паяльной лампой. Или в ведре на домашней газовой плите. И ничего – на трудности никто не жаловался.

Первая радость

Для кого-то он — слон. Но мне он больше напоминает плюшевого мишку из детства, дожившего до времени пластмассовых трансформеров и компьютерных игр.

Он — не яркий, не броский. Сейчас кажется неказистым и даже простецким, но одновременно уютным и дружелюбным. И для многих – это первый автомобиль в памяти.

А плюшевые мишки из детства — не забываются.

Подпишитесь на «За рулем» в