Самый легкий грузовик HINO: подробный обзор

В России растет спрос на LCV полной массой 3,5 тонны. Такой грузовик появился и в линейке компании Hino Motors.

HINO 300 разных версий: что общего и в чем разница

Компания Hino Motors поставляет свои грузовики и автобусы практически по всему миру. Сборка налажена в Колумбии и Мексике, в Пакистане и Индонезии, на Филиппинах и в Таиланде. Выпускают автомобили и в Ирландии. При этом компания максимально учитывает специфику местных рынков. В России сертифицированы HINO 300 полной массой 4300 кг, оптимальные с точки зрения сервиса и обеспечения запасными частями.

HINO 300 полной массой 3,5 тонны отличаются от более тяжелых грузовиков узкой кабиной и колесами с креплением пятью шпильками вместо шести. Да и все, что связано с ходовой частью: рамой, подвеской, ступицами и шинами, здесь совсем другое, хоть и сделан автомобиль по классическим канонам: с лонжеронной рамой, передней зависимой рессорной подвеской и неразрезной балкой, с двухскатной ошиновкой задней оси.

Существенный плюс для перевозчиков – возможность привлечь водителей самой массовой категории — В.
Сбоку HINO 300 полной массой 3,5 тонны трудно отличить от тяжелых версий, но нет вариантов с длинной колесной базой.

По некоторым данным, в Японии готовят к выпуску более легкое семейство – ​HINO серии 200.

Об этой и другой грузовой технике более подробно можно прочитать на сайте журнала «Рейс».

Двигатели

На российском рынке большего по объему дизеля, чем на HINO 300 3,5 тонны, нет ни у кого. Двигатель Hino N04C объемом 4,009 литра – рядная «четверка», классический «литр на цилиндр». Его же устанавливают и на самые тяжелые «трехсотки» полной массой 8,5 тонны. Предельная настройка мощности двигателя, доступная для грузовиков HINO, – 165 л.  с. при 2500 об/мин и 464 Н·м при 1400-2500 об/мин. На сайте Hino Motors есть информация, что на HINO 300 может стоять дизель J05E VK объемом 5,123 литра и мощностью 205 л.  с. с моментом 600 Н·м.

Если сравнивать характеристики N04C с современными дизелями на LCV, то такую мощность обычно снимают с объема 2,0-2,3 литра. При сопоставимом с «европейцами» уровне форсировки четырехлитровый N04C вполне может выдавать 220 и даже под 300 сил. Разница между возможной мощностью этого двигателя и его реальными лошадиными силами, все его размеры, величина среднего эффективного давления в цилиндрах в первую очередь направлены на обеспечение ресурса.

В приводе вентилятора системы охлаждения двигателя есть вязкостная муфта.

И еще немаловажная особенность: здесь применяют гильзованный блок с «сухими» гильзами. По сравнению с «мокрыми» гильзами, у «сухих» есть ряд достоинств – ​более жесткий и прочный блок, «вода» никогда из-за гильз не пойдет в масло или в поддон, мотор не боится кавитации. При этом двигатель достаточно легко ремонтируется – ​не надо снимать мотор, разбирать блок, растачивать и хонинговать. Коленвал – с четырьмя ремонтными размерами, через 0,25 мм. Что еще нужно для беспроблемной эксплуатации грузовика?

Сейчас в Россию поставляют моторы Евро-5 Hino N04C-WM и Hino N04C-WL. Буквы M или L обозначают настройку мощности: 165 л.  с. и 464 Н·м у WM и 150 л.  с. и 420 Н·м у WL. Двигатели в таком исполнении начали поставлять в Россию еще в 2018 году, и сервис по ним отлажен. Для HINO 300 3,5 тонны используют мотор только со 150-сильной настройкой..

Топливная аппаратура

Сейчас все моторы Hino уровня Евро-3 и выше оснащают электронно-управляемой топливной системой Common Rail. Турбина фирмы Honeywell, GT22, тоже современная, с электронно-регулируемым направляющим аппаратом. Топливный фильтр грубой очистки дополнен фильтром-отстойником с подогревом и датчиком воды. Нейтрализация отработавших газов на N04C Евро-5 состоит из системы EGR, то есть рециркуляции ОГ, а на выходе установлен сажевый фильтр. На HINO 300 3,5 тонны топливный бак один в двух вариантах: на 100 или на 60 литров в случае, если «трехсотка» с короткой колесной базой. Если брать за возможный расход топлива в городе 14-15 литров на 100 км, то 60 литров должно хватить на 400 километров.

Топливная система Common Rail производства известной японской фирмы Denso.

На последних модификациях изменили топливный фильтр – теперь ставят картриджный.

Моторное масло

Ранее на моторах уровня Евро-3 и Евро-4 завод рекомендовал применять минеральные или полусинтетические масла классов CD, CF, CH-4, CI-4. На двигателях Евро-5, из-за использования в системе нейтрализации сажевого фильтра, применяют масло классом не ниже API CJ-4 или JASO DH-2. Вязкость зависит от региона эксплуатации. Как считают в ООО «Хино Моторс», для России более предпочтительно универсальное по температурной характеристике масло SAE 5W30.

Первоначально замена масла в двигателе предполагалась через 10 тысяч, затем увеличили периодичность до 15 тысяч километров. На HINO 300 3,5 тонны с мотором Евро-5 межсервисный интервал замены моторного масла – ​20 тыс. км, но на первом ТО при пробеге 5 тысяч все же обязательна замена масла.

Коробки – на выбор

Грузовички HINO 300 любой весовой категории могут быть как с механической коробкой передач, так и с полноценным автоматом с гидротрансформатором. Ранее при механической трансмиссии на легкие версии «трехсотки» ставили японскую, полностью синхронизированную пятиступенчатую коробку Aisin М550 (диапазон передаточных чисел – от 4,98 до 0,74). Сейчас ставят пятиступенчатую Aisin модели AW RE50 – фактически это модернизированная М550 с чуть измененным рядом передаточных чисел (от 5,34 до 0,71) и с увеличенным ресурсом колец синхронизаторов.

Самый легкий грузовик HINO: подробный обзорСнизу удобно проводить обслуживание. Снять коробку – не проблема.
Снизу удобно проводить обслуживание. Снять коробку – не проблема.

Самый легкий грузовик HINO: подробный обзорЭто интеркулер, а с АКП теплообменник устанавливают в основной радиатор.
Это интеркулер, а с АКП теплообменник устанавливают в основной радиатор.

Самый легкий грузовик HINO: подробный обзорЗдесь ставят один топливный бак, объемом 60 или 100 литров.
Здесь ставят один топливный бак, объемом 60 или 100 литров.

Особенность японских коробок – ​алюминиевый картер с вертикальным разъемом. Он гораздо жестче, чем укрытый сверху крышкой, нет перекоса валов, лучше «ходят» подшипники и долговечнее зубчатые зацепления. Переключение передач тросами, легкое и довольно четкое, с небольшими ходами.

Еще одно важное отличие HINO 300 3,5 тонны от большинства европейских LCV – ​возможность отбора мощности от КП для привода гидронасоса под различные надстройки. КОМ ставят с левой стороны от коробки, там есть лючок для монтажа. Благодаря этому грузовик с бортовой платформой несложно оснастить маленьким гидроманипулятором или смонтировать на его шасси эвакуатор, мусоровоз или цистерну с насосом.

В гипоидном редукторе ведущего моста, в сравнении с механической КП, под автомат увеличили передаточное число.

Сцепление – однодисковое, диафрагменное, диаметром 325 мм, привод гидравлический, с автоматической регулировкой. Усилителя сцепления на 3,5-тоннике нет, но и без «вакуумника» педаль выжимается легко, примерно как на нашей ГАЗели. И это при крутящем моменте двигателя 420 Н·м!

Все коробки на HINO 300 с вертикальным разъемом, с коническими подшипниками на промежуточном вале.

Автомат на HINO 300 тоже производства компании Aisin. Это 6-ступенчатая коробка А860Е, сконструированная для грузовика: здесь и барабан стояночного тормоза смонтирован на вторичном валу, и лючок под установку КОМ для привода гидронасоса надстройки есть. Передаточное число на первой передаче – 3,74, на шестой – 0,63. Прямая передача с i=1,0 здесь четвертая. Пятая передача – ​это первый овердрайв, а шестая – ​вторая повышающая.

Для повышения топливной экономичности в АКП Aisin А860Е есть не только два овердрайва, но и функция блокировки гидротрансформатора. Он автоматически блокируется начиная со второй передачи, а конкретный момент зависит от степени загрузки автомобиля, режимов движения и характера дороги. На селекторе коробки кроме обычных положений с буквами P, R, N и D есть еще и цифры: 4 – ​движение автомобиля не выше 4-й передачи и 3L – ​не выше 3-й. Ограничения в переключениях нужны в городских пробках или на плохих дорогах.

Ходовая

Карданный вал не только со сменными крестовинами, но еще и с возможностью шприцевания. Чашки в вилках фиксируются стопорными кольцами, и при определенных навыках крестовину легко заменить. Еще одна особенность карданного вала на грузовиках HINO – ​шлицевая часть в заднем кардане. Такое расположение шлицев минимально нагружает по оси вращения подвесной подшипник и его «резинку». Кроме того, сам карданный вал состоит из двух частей. А так как в первую очередь обычно изнашивается крестовина у редуктора моста, то даже если упустить ее своевременную замену, придется покупать не весь кардан, а только заднюю часть.

Ведущий мост – ​с одноступенчатым гипоидным редуктором, без блокировки дифференциала. HINO 300 с полной массой в 3,5 тонны не может быть полноприводным.

Необычная «трехсотка»

На HINO 300 3,5 тонны рама прочная и долговечная. Наружная высота лонжеронов – 178 мм, ширина и толщина полки – 60 и 4,9 мм соответственно. Добавьте сюда высокопрочную японскую сталь и локальные усилители. Открытым швеллерным лонжеронам не страшна коррозия даже при полном отсутствии ухода за автомобилем.

На раме смонтирован инструментальный ящик.

У HINO 300 3,5 тонны три варианта колесной базы: 2525, 2825 и 3375 мм, причем в зависимости от размеров надстройки лонжероны вполне реально удлинить на заднем свесе. Но легкая «трехсотка» – ​узкий грузовик (ширина – 1860 мм), что надо учитывать при монтаже надстроек. Если сравнивать колею на тяжелых и на 3,5-тонных «трехсотках», то у первых 1655 мм спереди и 1590 мм у задней оси, а у вторых – ​1400 и 1435 мм.

Уменьшение грузоподъемности HINO 300 3,5 тонны сказалось и на подвеске. Здесь не просто меньше листов в рессорах, здесь совсем другие рессоры, хотя они тоже многолистовые (полуэллиптические). Если на всех тяжелых HINO 300, как и на большинстве азиатских грузовиков, пальцы рессор необходимо периодически смазывать, то на легкой модификации везде применяются необслуживаемые сайлент-блоки. В передних рессорах по пять листов, задние – шестилистовые, плюс классический верхний подрессорник на пять листов.

На передней оси установлен стабилизатор поперечной устойчивости, но на заднем мосту стабилизатора нет, хотя для фургона стабилизаторы просто необходимы, существенно улучшая управляемость в повороте. Однако HINO 300 – на редкость верткий и маневренный грузовик, способный поворачивать колеса почти перпендикулярно раме.

В передней подвеске рессоры тоже на сайлентблоках. Обслуживать их не надо.

На современных HINO 300 применяют дисковые тормоза на обеих осях. Передние диски вентилируемые, с двухпоршневыми суппортами. Деление по контурам – ​передняя и задняя оси. Естественно, привод тормозов гидравлический. На HINO 300 применяют трансмиссионный барабанный стояночный тормоз. Казалось бы, древнее решение. Но при гидроприводе тормозов и отсутствии пневмокомпрессора, то есть без энергоаккумуляторов на стояночном тормозе, грамотный трансмиссионный тормоз не так уж и плох. Во всяком случае, заменить «сожженные» колодки гораздо легче и дешевле, не разбирая барабанные механизмы, причем с обеих сторон.

Под сиденьем есть люк для доступа к двигателю. Масло проверить можно…

Системы безопасности

Кроме теперь уже обычных систем безопасности типа ABS, на HINO 300 3,5 тонны установлена система курсовой устойчивости VSC, а также система Easy Start (Hill Start Assist, то есть система помощи водителю при начале движения на подъеме). Есть подушка безопасности водителя, а рулевая колонка деформируется в случае ДТП.

Под кабиной у траверсы №1 смонтирован блок управления ABS.

Шины на HINO 300 3,5 тонны – 195/75 R16С, марки Bridgestone. «Ходить» должны хорошо, разве что протектор на задней спарке хотелось бы «позубастее».

Кабина снаружи и внутри

Узкая кабина легкой серии – ​1860 мм. Сравните с 2055 мм среднетоннажника. Без малого на 200 мм уменьшены ширина ветрового стекла, пола, крыши и задней стенки. Но дверные проемы и сами двери сохранили, что важно для рослых водителей.

Всю светотехнику тоже пропорционально уменьшили, а блок-фары вообще другие. В них вмонтированы светодиодные дневные ходовые огни, в одном рефлекторе совмещены ближний и дальний свет. Противотуманные фары также светодиодные и установлены в бампере.

Внутренняя ширина кабины по стеклам дверей – ​158 см, высота от пола до потолка тоже небольшая – ​139 см, но этого достаточно, чтобы вполне комфортно разместиться высокому водителю. Кроме того, низкая крыша упрощает монтаж над кабиной рефрижераторной установки изотермического фургона. Внутренняя длина от лобового стекла до задней стенки – ​136 см. В кабине HINO 300 3,5 тонны могут разместиться три человека, но комфортнее ездить вдвоем. Рычаг КП установлен на отдельной консоли на тоннеле двигателя, находится под рукой и совершенно не мешает. А еще здесь складывается рычаг стояночного тормоза!

Кабина узкая, но при этом все равно трехместная. Для города – нормально.

У «трехсотки» большой дверной проем, который в сочетании с единственной ступенькой лестницы позволяет запрыгивать в кабину буквально одним движением. Сама ступень пластмассовая, но толстая, с хорошим рифлением и, в отличие от многих конкурентов, закрыта от снега, наледи и дорожной грязи кромкой двери. Сильно хлопать дверьми не стоит, замки мягкие и тихие. У рулевой колонки есть цанга с механическим фиксатором, «баранку» можно довольно хорошо поднять-опустить, но намного наклонить вперед или назад не получится, диапазон регулировки средний.

Довольно интересна форма панели приборов. Она лишь слегка выступает от ветрового стекла, а в нижней части отформована удобная полка для мелочей. На потолке, над ветровым стеклом есть два ящика для дорожной документации форматом вплоть до А4.

Комбинация приборов – со стрелочными тахометром и спидометром – дополнена дисплеем. Спидометр расположен по центру и размечен до 160 км/час. На дисплей выводится уровень топлива в баке, температура охлаждающей жидкости, пробег, в том числе и суточный, мгновенный расход топлива. Еще одна интересная особенность приборки – ​контрольная лампочка работы двигателя в экономичном режиме на шкале тахометра.

Понравились сиденья. Вполне комфортабельные, в меру жесткие, красивые по форме, с отличной отделкой и хорошими регулировками. Спинка среднего сиденья складывается, образуя очень удобный столик. Есть возможность откинуть вперед и спинку кресла второго пассажира. Обивка сидений тканевая, практичная и немаркая.

У поставляемых в Россию HINO 300 кроме одинарных, есть еще двухрядные кабины – ​для коммунальных служб. Двухрядная кабина семиместная, в первом ряду сидят три человека, включая водителя. Еще четверо располагаются на заднем сиденье, места для ног у них ​около 70 сантиметров от края подушки.

Интересный дизайн, реализованный на хорошем технологическом уровне.

Однако у двухрядной кабины есть два недостатка. Во-первых, кабина не поднимается. Чтобы добраться до двигателя, придется открывать лючки, которых в обычной кабине нет. Во-вторых, двухрядная кабина может быть только широкой: у узкой такое исполнение отсутствует. В случае необходимости перевозки пассажиров или ремонтной бригады для HINO 300 3,5 тонны можно заказать закабинный пластиковый модуль российского производства.

Фото: Николай Мордовцев и из архива редакции журнала «Рейс»

Подпишитесь на «За рулем» в