Только Лада и УАЗ? Что будет с нашим автопромом после новых санкций

Бегство автопроизводителей, захват рынка Китаем и полный коллапс – есть три варианта развития ситуации. Все зависит от степени давления на российскую экономику.

Сценарий 1. Рост цен и бегство производителей

Самый «лайтовый» удар для авторынка произойдет при попытке финансового удара по российской экономике. Возможен запрет на валютные транзакции российских банков, запрет на торговлю российскими долговыми обязательствами, делистинг акций российских компаний с международных бирж, отключение отечественных банков от международной системы платежей SWIFT.

Это неприятно, но не смертельно. Иран уже многие годы живет в подобных условиях и как-то справляется.

Тем не менее, в этом случае удорожание валют и общее сжатие российской экономики приведут к резкому снижению емкости российского авторынка и скачку цен. Автобренды, не имеющие на российской территории собственного сборочного производства будут вынуждены уйти с нашего рынка. Объемы их продаж, и сейчас невысокие, упадут еще сильнее. Такая угроза нависла, например, над японской Subaru.

Премиальные бренды, «не прописанные» в России, останутся на нашем рынке. Просто российские богачи станут платить за свои машины больше.

Сценарий 2. До последнего смартфона

При более жестком сценарии России закроют доступ к новым технологиям в сфере IT, приборо- и станкостроении и прочих чувствительных областях экономики. В этом случае только ростом цен и уходом с рынка ряда автопроизводителей нам не отделаться.

Мы рискуем остаться в автомобильном прошлом — новые модели автомобилей просто не будут поступать в продажу. Заводы начнут обновлять свои модельные линейки с частотой АВТОВАЗа времен СССР. То есть, фактически, ограничиваться лишь рестайлингом той или иной глубины, как это было с «копейкой» ВАЗ-2101, модифицированной в конце концов до ВАЗ-2107.

Сценарий 3. Нокаут российского автопрома

Третий возможный сценарий окажется наиболее шокирующим. Все современные автомобили, в том числе и выпускаемые АВТОВАЗом, работают под управлением электронных «мозгов».

Известно, что США уже договорились с ведущими производителями полупроводников (Тайванем и Японией, в частности) о возможном прекращении поставок в Россию полупроводниковых компонентов и содержащей их продукции. Если такое эмбарго будет введено, то о российском автопроме и авторынке в текущем их виде можно забыть.

Отечественный авторынок быстро превратится в рынок подержанных авто. Через несколько лет, с помощью Китая, в нашей стране все-таки создадут собственные производства по выращиванию полупроводниковых кристаллов и изготовлению из них различных микросхем. А до тех пор российским автовладельцам придется ездить на автохламе.

Политика VS экономика?

Международные автоконцерны могут оказаться под давлением правительств западных стран и свернуть свою деятельность в нашей стране без каких-то особых экономических причин, просто «по велению демократии». В этом случае прогнозировать что-либо сложно.

С уверенностью можно лишь сказать, что АВТОВАЗ с УАЗом останутся с нами. Как и китайские марки. Более того, возможно, к нам вернутся уже ушедшие или новые для отечественного авторынка бренды из Поднебесной. Они не упустят шанса заполнить вакуум, образовавшийся после ухода «европейцев», «японцев» и «корейцев».

Как изменится ассортимент марок и моделей? Сколько они будут стоить? И не остановится ли вовсе в России производство автомобилей? Все будет зависеть от того, насколько жесткими будут санкции против нас.

Чем мы можем ответить?

На жесткие санкции Россия может ответить несимметрично и очень болезненно для всего мира. Так, при изготовлении микросхем применяются лазерные установки, в которых используется инертный газ неон. Россия является поставщиком 90% объемов этого газа на мировой рынок. Оставленная без поставок промышленной и бытовой электроники, наша страна вполне может прекратить отправку неона за рубеж.

Тогда мировая индустрия электроники и, соответственно, авторынок на себе ощутит последствия антироссийских экономических санкций. Понятно, что со временем неон в нужном количестве начнут добывать в других странах.

Но случится это не скоро. Гораздо раньше отечественная промышленность научится делать пусть морально устаревшие и не самые технологичные, но зато собственные микросхемы.

Фото: Валентин Егоршин, Владимир Гердо/ТАСС

Подпишитесь на «За рулем» в