13 моделей, с которых начинался японский автопром

Нынешнее могущество автомобильной промышленности страны Восходящего солнца начиналось с копирования зарубежных конструкций. И чаще совсем немудреных.

Британский след

Автомобильная слава марки Datsun (и родственной Nissan) рождалась в начале 1930-х. Вернее, тогда ни о какой славе, тем более международной, не могло быть и речи. Фирма представила скромный Datsun Type 11, представлявший собой копию простенького британского Austin Seven. Эту массовую модель выпускали и в Германии под именем Dixi. И именно с нее началась история марки BMW.

Двигатель на Datsun представлял собой вариацию на тему английского, но имел рабочий объем 0,5 л (а не 0,75 л, как у модели Austin). Причиной было японское законодательство, разрешающее тогда ездить на машинах с двигателем до 0,5 л без водительских прав.

Однако с 1933-го уже ставили мотор объемом 0,75 л. Такие Датсуны (вплоть до модели Type 17) делали до 1937 года. Тогда в Японии, после начала войны с Китаем, практически перестали выпускать гражданские легковые автомобили.

Datsun Type 11.

Из Англии во Францию

Лишь в начале 1950-х фирма Nissan вернулась к выпуску легковых автомобилей. И опять – британских, марки Austin. Сначала седаны собирали из привозных деталей, постепенно налаживая производство комплектующих у себя.

Британский Austin A50 Cambrige собирали и в Японии.

Уже даже и в оригинальных по конструкции компактных Datsun серии 110/112/113, выпуск которых начали в 1955-м, оставался британский технологический след.

Datsun 310 Bluebird еще многое сохранял от английского Остина.

А более солидный Datsun 310 Bluebird с двигателями 1-1,2 л был и внешне похож на Austin A50 Cambridge.

Prinz Skyline, получивший вскоре марку Nissan.

Первый Nissan Skyline, стартовавший в 1957-м и оснащенный мотором объемом 1,5 л мощностью 60 л.с., носил марку Prince. Эта — поначалу независимая — фирма соединилась с компанией Nissan для укрепления экспортных позиций.

Французская Simca Vedette повлияла и на японских дизайнеров.

Внешне автомобиль немного напоминал французский седан Simca Vedette, который копировали и в Китае. И японский, и французский автомобили были сделаны в американской стилистике – самой модной в то время.

Pajero сразу не получился

Судостроительная компания Mitsubishi построила первую модель с индексом А еще в 1917 году. Она была навеяна итальянским автомобилем FIAT Tipo 3. Японцы задумали машину с роскошной отделкой для высоких чиновников. Но не то она оказалась слишком дорогой, не то чиновники небогатыми — в общем, затея не получила продолжения.

Прорывной оригинальный Mitsubishi PX33 остался лишь прототипом.

А в 1937-м создали необычный для тех лет очень продвинутый автомобиль Mitsubishi PX33. Кабриолет с легковым комфортабельным кузовом имел полный привод. Аналогичные машины в небольших количествах делали в то время только в США и начинали проектировать в СССР.

Автомобиль, разумеется, создавали для армии. Готовили даже 6,7-литровый дизель с непосредственным впрыском (через пару лет такую конструкцию под именем В-2 довели до ума в СССР для танка Т-34). Но идеологический предок знаменитого теперь Pajero продолжения не имел. До успешного и знаменитого теперь комфортабельного внедорожника Mitsubishi оставалось четыре с половиной десятилетия.

Путь к короне (автомобильной)

Первая Toyota AA 1937 года.

Компания Toyota начала автомобильную деятельность в 1937-м с большого седана – внешне упрощенной копии американского Chrysler Airflow.

Chrysler Airflow, вдохновивший японских стилистов.

Этот сенсационный американский автомобиль копировала и фирма Volvo. Хотя в Штатах необычная машина успешной не стала. Двигатель на модели Toyota AA был оригинальный — 6-цилиндровый 3,4-литровый мощностью 62 л.с. Но время для легковых моделей в Японии было неподходящее.

Первая Toyota Crown.

А уже после войны в 1955-м стартовало первое поколение Toyota Crown. Седан с 1,5-литровым 60-сильным двигателем напоминал модель французского филиала Ford по имени Vendome.

Французский Ford Vendome.

Правда, сходство было лишь внешним, да и то в основном в линиях передка и в распашных дверях, которые в те годы уже выглядели архаикой. Французский Ford Vendome был заметно больше и с двигателем V8.

Интересно, что вариант седана Crown для полиции носил имя Patrol. Toyota Crown стала одной из первых японских машин, которые начали экспортировать.

Клоны «дядюшки Виллиса»

Американский армейский Willys MB оказал огромное влияние на автопром всего мира. Машину выпускали по лицензии в нескольких странах. Она послужила образцом и для первого внедорожника Land Rover, и для японских вездеходов – в будущем прославленных Nissan Patrol и Toyota Land Cruiser.

Обе машины стартовали в 1951-м. В основе их конструкции и дизайна лежал именно Willys. Но моторы у японцев были гораздо мощнее – 6-цилиндровые.

Nissan Patrol, 1951 г.

Двигатель на внедорожнике Nissan Patrol при рабочем объеме 3,7 л развивал 75 л.с. На модели Toyota Land Cruiser мотор в 3,4 л выдавал 85 л.с. Для обоих вездеходов использовали уже готовые грузовые двигатели.

Toyota Land Cruiser, 1951 г.

Основными заказчиками первых внедорожников были военные. Гражданская слава к японским вездеходам пришла позднее.

Запорожец по-японски

Население Японии после войны не было богатым, и японские компании выпускали на рынок дешевые (в том числе и в эксплуатации) крошечные машинки с двухцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения объемом 0,36 л. С таких моделей начинали Mazda и Subaru.

Концептуально японские заднемоторные автомобили были близки Фольксвагену Жук и многочисленным подобным европейским микролитражкам, в том числе нашему Запорожцу и мотоколяскам.

Mitsubishi 500, вышедший на рынок в 1960-м, был чуть больше и мощнее земляков-конкурентов. Двухцилиндровый воздушник рабочим объемом 0,5 л развивал 25 л.с. Эта машина особенно интересна тем, что «с лица» уж очень напоминала наш Запорожец ЗАЗ-965.

Mitsubishi 500 – японский Запорожец.

Путевка в мир

Первые японские машины пошли на экспорт в начале 1960-х — в Азию и в Австралию. В Европу автомобили стали завозить в 1964-м. Но ни там, ни тем более в США «японцев» не воспринимали всерьез до конца 1960-х.

А японцы наращивали производство (благо и местный, и азиатский рынки росли), по-азиатски неторопливо, но упорно совершенствовали технологии. К чему это привело, мы видим сегодня в автосалонах и на дорогах.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в