6 кроссоверов за миллион, на которых не страшно выезжать на природу
Проходимость и цены
Весенний выезд в лес, да даже и на дачу, может быть сопряжен с преодолением сложных участков. Лужи неясной глубины, колеи, раскисший грунт? Значит, нужен кроссовер.
Но вот незадача: вариатор и электронная муфта не рассчитаны на преодоление скользких субстанций и плохо переносят пробуксовки. В грязи, песках, рыхлом снегу быстро начинается перегрев, ускоряющий износ ключевых узлов. Электроника, почуяв паленое, отключает систему полного привода. Оттого кроссоверы с автоматическим подключением задней оси посредством муфты и прозвали паркетниками.
Но среди них есть машины, приспособленные к бездорожью, — какие-то лучше, какие-то хуже. Это можно учитывать при выборе на вторичном рынке.
Цены вторички после бурного мартовского подъема в апреле двинулись назад: фиксируют падение на 10%. И оно будет продолжаться. Эксперты считают, что уровень цен вернется примерно к январскому состоянию. Надолго ли – непонятно, но сейчас, похоже, удачное время для покупки.
6 место: Nissan Juke
Отличные углы въезда и съезда, клиренс 180 мм. Не вполне понятно, зачем это всё модели, позиционируемой как городская? Но что есть, то есть.
Полный привод у Джука сочетается только с турбомотором 1.6 (190 л.с.) и вариатором. Мотор без особых слабых мест, вариатор JF011E – пожалуй, самый стойкий из всей линейки Jatco. Но все равно в грязях ему неуютно, а в ремонте он чрезвычайно дорог.
В задней подвеске у полноприводной версии – многорычажка вместо упругой балки, что дарит хорошую управляемость. На асфальте.
Полный привод на 22 см уменьшает высоту багажного отсека, который и без того крохотный – 251 л по заводским данным. Мангал, три складных стульчика и шашлык поместятся, более серьезная поклажа – нет.
Самым надежным и неприхотливым сочетанием агрегатов у Джука выглядит атмосферный 1.6 (117 л.с.) с механической коробкой. На легкой пересеченке и переднего привода вполне достаточно – продраться по корням, пересечь ручей. Но так сделает и Лада Гранта. А взобраться на косогор по влажной грунтовке, наверное, не получится.
5 место: Hyundai ix35
Машина с хорошей репутацией. Оснащена богато, багажник большой (590 л). Моторов два – двухлитровые бензиновый атмосферник (150 л.с.) или турбодизель (136 или 184 л.с.). Сочетаются с механикой либо классическим автоматом. Все главные агрегаты считаются благополучными и жизнестойкими.
Внедорожные способности не впечатляют. Есть кнопка 4WD LOCK – принудительная блокировка муфты для кратковременной езды по бездорожью. Как и у всех, вместо межосевого дифференциала – электронная имитация (граница автоматического отключения режима проходит по 30 км/ч).
Есть ассистент спуска с горы – полезная вещь, но только иногда. Свесы небольшие, но просвет легковой — 170 мм. Муфта перегревается быстро. Слабое место трансмиссии – хлипкое шлицевое соединение валов коробки передач и углового редуктора.
То есть машина вполне дачная, но для замесов совсем не годится, равно как и ее ближайший родственник — Kia Sportage с тем же набором агрегатов.
4 место: Toyota RAV4
Очень надежная машина, высоко ценится на вторичке – десятилетние стоят 1,5 млн. Они на бездорожье не лучше, потому что с конца 2010-го вместо гидроавтомата ставят нежный вариатор. МКП с ресурсом 500 тысяч км – есть, но крайне редка. Автомат при хорошем уходе держится свыше 350 тысяч км – отличный показатель.
Подавляющее большинство машин – 4х4. Полный привод реализован по стандартной схеме: многодисковая муфта подключается автоматически, ее можно принудительно заблокировать на скоростях до 40 км/ч. Никаких сюрпризов, кроме того, что при частом использовании в сложных условиях муфта выходит из строя через 60-80 тысяч км (после рестайлинга ставили более крепкую).
Электроника настроена отлично. Можно ехать внатяг (режим «камень-грунт»), можно с пробуксовкой (режим «грязь-песок»). Просвет 191 мм – неплохо. Ход подвески большой. В штатном оснащении все брюхо прикрыто пластиковыми панелями. Свесы спереди и сзади великоваты. Но, в общем, в рамках «паркетного» класса внедорожные способности RAV4 — очень даже ничего.
3 место: Nissan Qashqai
Выбор Кашкаев на вторичке огромен, но лишь шестая часть машин – с полным приводом. А из них лишь пятая часть – с механической коробкой. Все остальные – с вариатором, который до 150 тысяч км иногда не доживает. Так что после 100 тысяч самое время машину с вариатором продать. Гидроавтомата нет.
Полноприводная трансмиссия дружит только с мотором 2.0 (141 л.с.) – особых вопросов к нему нет. Геометрия кузова неплоха: 200 мм под днищем, угол въезда 29 градусов, съезда – 23 градуса.
Испытания показывают, что Qashqai успешно преодолевает различные типы препятствий, включая подъем на песчаный холм. Есть функция отключения ESP. Вариатор, кстати, внедорожные способности не портит – плохо то, что в тяжелых условиях эффективно портится он сам.
В числе прочих недостатков – не очень стойкие сайлентблоки и шаровые. Но хуже, что к быстрому износу склонен угловой редуктор. Это отчасти связано с небольшим объемом масла, которое к тому же подтекает через сальники и манжеты. Так что за всем этим хозяйством нужно тщательно следить.
2 место: Volkswagen Tiguan
Главные недостатки Тигуана первого поколения – бензиновые турбомоторы и роботы DSG. К 100 тысячам км у них нередко возникают проблемы. У моторов – с растяжением цепи ГРМ, нагаром и закоксовкой, у DSG – со слишком быстрым износом различных компонентов.
Двухлитровый мотор в целом более живуч, чем 1.4. А кроме них есть неплохой дизель 2.0. В версиях с автоматом Aisin или механической коробкой Tiguan вполне годен к несложным грязевым упражнениям.
Принудительных блокировок нет, но внедорожные режимы трансмиссии хорошо имитируют блокировку дифференциала. Муфта Haldex надежна и довольно долго терпит пробуксовки.
В инструкции, впрочем, написано: «Не предназначен для путешествий экспедиционного характера». У Тигуана надежная и крепкая подвеска, но слегка подкачала геометрия. 185 мм под защитой двигателя (штатная – пластиковая) – не так уж много, а груженая машина просядет еще на сантиметр. Угол въезда 20° (с пакетом off-road — 26°) также не рекордный показатель. При регулярных грязевых замесах быстро выходит из строя подвесной подшипник кардана. И да: любой ремонт Тигуана – это дорого.
1 место: Renault Duster
Большинство Дастеров – с полным приводом и механической коробкой. Автомат с 4х4 тоже дружит, но не славится высокой надежностью и долговечностью – высокие нагрузки ему противопоказаны.
Просвет 205 мм (по-честному!), отличные углы въезда и съезда (30 и 36 градусов), очень энергоемкая подвеска делают Duster королем бездорожья среди паркетников. Конечно, он уступает Ниве и Патриоту, но не провально и не во всем. Муфта с режимом принудительной блокировки достаточно крепкая, система стабилизации – отключаемая. Еще важнее, что гиперкороткая первая передача МКП успешно заменяет «понижайку» – удобно медленно ползти.
У автомата, к слову, все строго наоборот – первая передача слишком длинная.
Если не смущает не слишком вместительный багажник (у 4х4 – 408 л) и очевидный аскетизм оснащения (может не быть кондиционера и много чего еще), то в варианте с МКП для езды по весям это действительно лучший паркетник. А тем более при столь умеренных ценах и недорогом содержании.
Важное дополнение
На параметры проходимости очень сильно влияют шины. Откровенно асфальтовые в некоторых условиях сделают беспомощным и настоящий полный привод. А зубастые с широкими канавками могут выгрести в довольно гиблых местах. Так что, выбирая кроссовер, выбирайте также и шины для него – исходя из задач, которые вы намерены решать.
- «За рулем» можно читать и в Яндекс.Дзен
Фото: фирмы-производители