5 знаковых автопроектов СССР — почему их не довели до конвейера? — журнал За рулем

5 знаковых автопроектов СССР — почему их не довели до конвейера?

Полноприводная Волга V8, запорожская Нива, Rolls Royce из Москвы и другие проекты были свернуты после развала СССР.

Из всех проектов новых автомобилей, которые были начаты еще в СССР, только два с трудом дошли до производства — ВАЗ-2110 и ГАЗель. Но было немало интересных и крутых для того времени моделей, которых покупатели так и не увидели.

Пять достойных советских автомобилей из нашей подборки так и остались прототипами. А ведь каждый из них в свое время был достоин и мирового уровня!

Новая Волга

Техническое задание на новое семейство (с индексами 3103/3104/3105) было получено в 1986 году. Так как на следующий год жертвой «борьбы с привилегиями» стала Чайка ГАЗ-14, разработку семейства начали с самой мощной и престижной модификации — ГАЗ-3105.

Машина получилась прогрессивной для конца 1980-х — пятиметровый седан с постоянным полным приводом и пневматической блокировкой межосевого дифференциала, полностью независимой подвеской и дисковыми тормозами на всех колесах. Восьмицилиндровый двигатель объемом 3,4 л унифицирован с мотором ВАЗ-21083 (в частности, у них была общая поршневая группа). В версии с впрыском топлива агрегат выдавал 170 л.с. и 265 Нм.

Получился отличный автомобиль с современным салоном и кучей электроники, богатым оснащением, «максималкой» под 200 км/ч. Но мелкосерийное производство началось только в 1992 году. В условиях рыночной экономики новая Волга оказалась дороже западных аналогов, а потому не смогла выдержать конкуренцию.

Освоить производство более демократичной модели ГАЗ-3104 с задним приводом и четырехцилиндровым мотором заводу оказалось не под силу — все ресурсы были брошены на освоение ГАЗели.

Вероятно, если бы сначала запустили массовое производство базовой машины, судьба новой Волги сложилась бы иначе.

5 знаковых автопроектов СССР — почему их не довели до конвейера?Волга ГАЗ-3105 отлично выглядела и имела куда больший потенциал для модернизации, нежели устаревшая ГАЗ-31029 и перспективная 3110.
Волга ГАЗ-3105 отлично выглядела и имела куда больший потенциал для модернизации, нежели устаревшая ГАЗ-31029 и перспективная 3110.

5 знаковых автопроектов СССР — почему их не довели до конвейера?Внешне заднеприводный ГАЗ-3104 отличался упрощенной отделкой и короткой колесной базой.
Внешне заднеприводный ГАЗ-3104 отличался упрощенной отделкой и короткой колесной базой.

5 знаковых автопроектов СССР — почему их не довели до конвейера?Некоторые дизайнерские решения интерьера позже были использованы на Волге ГАЗ-3110. У первых прототипов было двухэтажное остекление дверей.
Некоторые дизайнерские решения интерьера позже были использованы на Волге ГАЗ-3110. У первых прототипов было двухэтажное остекление дверей.

Последний Москвич

Москвич-2141 выпускался серийно и в больших количествах. Но этот автомобиль покупатели увидели не таким, каким он задумывался на самом деле.

Москвич-2141 был отличной разработкой, но его сгубило исполнение. Во-первых, это было ужасное качество сборки и отвратительная коррозионная стойкость.

Во-вторых, из-за развала Советского Союза так и не было запущено производство нового завода двигателей. Разработанные под новую модель моторы для конца 1980-х были вполне конкурентноспособными. Бензиновый агрегат объемом 1,8 л (обозначение 21414) развивал мощность 95 л.с., 1,9-литровый турбодизель (21413) — 85 л.с.

Кроме того, в модельный ряд помимо хэтчбека закладывался седан и даже минивэн. Седан был с иным салоном и оформлением кузова. Бамперы, капот, решетка радиатора и даже передние указатели поворота — все было оригинальным. Но в итоге «сорок первый» добрался до производства с «временными» моторами и только в кузове хэтчбек.

В конце 1990-х завод получил финансирование от правительства Москвы. Но вместо того чтобы довести до ума существующий автомобиль и поставить на производство новые моторы, тогдашнее руководство решило разрабатывать дорогие модели на основе «сорок первого» — удлиненные седаны с претензией на «люкс» и купе. Очевидно, что спросом они не пользовались. И Москвич прекратил свое существование.

5 знаковых автопроектов СССР — почему их не довели до конвейера?Седан Москвич-2142 отличался от хэтчбека иным оформлением передка.
Седан Москвич-2142 отличался от хэтчбека иным оформлением передка.

5 знаковых автопроектов СССР — почему их не довели до конвейера?Исконный седан с короткой базой куда гармоничнее удлиненных моделей, которые позже выпускали на его основе. Также в гамме 41-го семейства планировался и универсал.
Исконный седан с короткой базой куда гармоничнее удлиненных моделей, которые позже выпускали на его основе. Также в гамме 41-го семейства планировался и универсал.

5 знаковых автопроектов СССР — почему их не довели до конвейера?Таким должен был быть интерьер седана Москвич-2142.
Таким должен был быть интерьер седана Москвич-2142.

5 знаковых автопроектов СССР — почему их не довели до конвейера?Перспективный турбодизель Москвич-21413 объемом 1,9 л и мощностью 85 л.с.
Перспективный турбодизель Москвич-21413 объемом 1,9 л и мощностью 85 л.с.

Продолжение — на следующей странице.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
16:—2

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: