Запорожец с двумя ДВС и полным приводом – зачем его сделали

С этого автомобиля пошла история массовой модели. Разработки начались в 1967-м, а в серию она пошла 20 лет спустя.

Толкать или тянуть?

Первый опытный образец 1967 года был совсем иным, нежели Таврия, которую через два десятилетия узнали граждане СССР. Но работы по переднему приводу начали, едва на конвейер встал Запорожец ЗАЗ-966.

А первый забавный прототип и представлял собой именно такой Запорожец, но с двумя моторами. Сзади стоял еще несерийный 40-сильный мотор воздушного охлаждения, а спереди — совершенно новый мелитопольский двигатель мощностью 50 л.с. Включая то один, то второй мотор, испытатели оценивали достоинства и недостатки переднего и заднего приводов. Тем более что развесовка по осям была примерно одинаковая.

Испытатели прозвали машину «тяни-толкай». Порой (ради шутки) включали оба двигателя одновременно, чтобы стремительно обогнать кого-то на шоссе. Сверхбыстрый Запорожец производил на окружающих ошеломляющее впечатление.

Запорожец с полным приводом

Опытный образец ЗАЗ-ПП-102, 1970 г.

Первый уже действительно переднеприводный автомобиль в Запорожье построили в 1968 году. А в 1972-м сделали Запорожец с полным приводом.

Коротенькую машинку по имени ЗАЗ-1103 с базой всего 2300 мм и массой 800 кг оснастили опытным мотором МеМЗ-201 мощностью 55 л.с. Двигатель и четырехступенчатая коробка передач имели единую масляную ванну.

Полноприводный ЗАЗ-1103, 1972 г.

Это не был внедорожник в чистом виде. Скорее легковой автомобиль с улучшенными ходовыми качествами. Подобные отечественные машины, и то мелкосерийные, в России, к слову, появились только в 1990-х.

Маленькие Жигули

Прототип ЗАЗ-1104 – уменьшенные Жигули

Руководство автопрома к экспериментам Запорожского завода по переднему приводу относилось скептически. В том числе и с его подачи в 1974-м появились опытные образцы ЗАЗ-1104 с трехобъемным кузовом, который по стилистике представлял собой уменьшенные Жигули ВАЗ-2101.

В те годы витали идеи максимальной унификации перспективных моделей ЗАЗ с серийными и опытными автомобилями из Тольятти.

Но в 1976-м от проектов «маленьких Жигулей» отказались. В том числе и потому, что в Запорожье приехал дизайнер Игорь Гальчинский, работавший в Тольятти... над перспективными переднеприводными моделями. Вот тогда ЗАЗ-1102 обрел формы, уже напоминающие те, что через полтора десятилетия увидели первые покупатели Таврии.

Это нам не Fiesta

В середине 1970-х руководство советского автопрома стало настаивать, чтобы ЗАЗ-1102 «рисовали» с громкой европейской новинки Ford Fiesta.

Запорожские конструкторы и дизайнеры сил на борьбу с министерством потратили едва ли не больше, чем на само по себе создание новой модели. А все для того, чтобы делать оригинальную машину, а не копировать импортную.

Ford Fiesta первого поколения в Запорожье испытывали тщательно и придирчиво. Таврия не повторяла Фиесту не только внешне, но и принципиально отличалась от Форда двигателем, коробкой, задней подвеской. У Форда были разнесенные пружины и амортизаторы, на советской машине – стойки.

На Фиесте такую схему подвески тоже применили, но уже в 1983-м — на автомобилях второго поколения. И когда Таврия была уже готова к производству.

ЗАЗ-1102 – прототип 1978 г.

Доработанный прототип ЗАЗ-1102 1978 года был уже очень близок к серийной Таврии и по «начинке», и по дизайну.

Продолжение – на следующей странице.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в