ИГРА в ШАШЕЧКИ

ИГРА в ШАШЕЧКИ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/КАЛЬКУЛЯТОР

ИГРА в ШАШЕЧКИ

МОЖНО ЛИ РАЗБОГАТЕТЬ, ПОДРАБАТЫВАЯ ИЗВОЗОМ?

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

айдется ли автолюбитель, который хотя бы раз не "калымил" на своей машине? "Полтинничек на заправку" лишним не бывает, да если еще клиенту надо в ваш район...

Хорошо так рассуждать, когда в кармане водится монета и "калымишь" нечасто и в охотку. А если "бомбить" ежедневно, чтобы залатать финансовые дыры? Романтики тут никакой - однообразная работа и точный расчет. Вот о нем-то и поговорим - прикинем на калькуляторе: сколько приносит этот непростой бизнес? Что ж, пора выезжать...

ЗАРАБОТОК

Самые высокие цены, понятное дело, в богатой Москве. Каждый километр по счетчику такси - 10 рублей. Но нас интересуют не официальные тарифы, а ставки "нелегалов", промышляющих извозом. И в столице, и в других городах они примерно в 1,5-2 раза ниже официальных. Сравните - проехать километр в питерском такси стоит 7 рублей, а с частником можно торговаться из расчета четыре целковых. В Краснодаре официально за километр просят 5 рублей, машина без шашечек поедет за "трешник". Выезд за черту мегаполиса поднимает тарифы примерно в полтора раза.

Впрочем, кто решил подработать на своем авто, уже через несколько рейсов будет знать досконально расценки и изучит все влияющие на них факторы. Можно накинуть энную сумму "за скорость" или, наоборот, понизить ставку, если сзади порыкивает мотор конкурента. И, пожалуй, главное - доходной окажется лишь половина пробега! Примерно 50% времени вы проведете в поисках клиентов. Но достаточно о доходах - куда интереснее и полезнее рассмотреть...

ОСНОВНЫЕ РАСХОДЫ

Минимальные финансовые издержки несут персональные водители, имеющие возможность в свободное от основной работы время "подкалымить" на хозяйском авто. На бирже таксомоторов водитель черной "Волги" с государственным номером может смело "играть на понижение" - его километр обходится в среднем около одного рубля, траты только на горючее (данные по остальным моделям приведены в табл. 1). Иногда и его удается списать за казенный счет. Тогда все заработанное - чистая прибыль.

Когда из-под капота "баржи" доносится непривычное российскому уху дизельное тарахтение, доход почти в 1,5 раза выше. Вообще надежный дизель в такси жуть как выгоден (ЗР, 2001, № 4).

Частник, который "бомбит" на своей машине, вынужден подходить к работе более расчетливо. Кроме бензина надо еще раскошеливаться на запчасти. Обычно ремонт, даже серьезный, таксисты-нелегалы выполняют своими силами (см. табл. 1). Впрочем, если доходы позволяют или работы слишком много, можно "барствовать" в автосервисе. Такие затраты выделены в таблице отдельной строкой.

Частник не должен забывать еще об одной важной статье расходов. С каждым днем и километром цена его кормильца неумолимо падает. И если этот фактор не учитывать, перспектива поменять старую машину на что-нибудь поновее станет призрачной. Последние строчки в таблице - итоговые. В них учтены расходы на запчасти, бензин, падение цен. Но есть еще и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

Столкнуться с ними раньше или позже придется. Сколь ни удачлив "таксист", он не застрахован от встречи с сотрудником ГИБДД. На свидание грех идти без подарка, поэтому две-три сотни всегда должны согревать карман.

Работа на извозе - небезопасная. Возница должен уметь себя защитить. Газовый пистолет, конечно, хорош, но нужно разрешение, да и цена кусается. Лучше ограничится газовым баллончиком за 50-150 рублей в зависимости от емкости и "аромата". Электрошок стоит дороже - 550-800 рублей; действует быстро и довольно эффективно.

Но это - лишь голая теория. Дополним ее записанным слово в слово монологом "бомбилы", который, помимо основной работы, зарабатывает на жизнь извозом. Он поведал о своем втором ремесле и показал листочек с расходами и доходами за последнюю неделю (табл. 2).

НЕДЕЛЯ ТАКСИСТА-НЕЛЕГАЛА

"Встаю рано, чтобы подобрать утренних клиентов. На службу к 10.00, поэтому пара часов в запасе есть. Обычно объезжаю любимые точки - кого-нибудь да подхвачу до неблизкой станции метро. Когда тридцатник, иногда сорок рублей "срублю" на пятикилометровом маршруте. Если дела совсем плохи, подъезжаю к автобусной остановке и кидаю клич: до метро по "чирику" с каждого. Столько же маршрутка стоит, поэтому три-четыре человека всегда найдутся.

Вечером - хуже. У метро обычно "свои" стоят. Раз им в хвост пристроился, стал пассажиров ждать - сразу двое подошли: или уезжай, говорят, или плати. Приходится круги около выходов нарезать: на первом никого не подхватишь, на второй заходишь - есть пассажир. А когда пробки рассасываются, можно и в центр человечка подбросить. Тут однажды домой возвращаюсь - мужик голосует: на другой конец города за 250 рублей. На обратной дороге еще полтинничек заработал. Три сотни за 80 верст - не так плохо.

Но, признаться, прошлая неделя была не самая удачная. Дважды ремонтировал свою "девятку": первый раз по мелочи - колодки передние износились, а в воскресенье до поздней ночи менял сцепление. Из-за этого только двадцать рублей и успел в тот день заработать - по пути до магазина "Автозапчасти" барышню подвез.

Одно к одному - в пятницу вечером еще и на гаишный радар налетел. Клиент попросил в аэропорт отвезти, за скорость пообещал "стольник" сверху накинуть. Поехали... На самолет-то он успел, а мой навар достался расторопному лейтенанту... За неделю - 1410 рублей, из них прибыль - 420 рублей".

Порядок доходов примерно совпадает с теоретическим: учтем неизбежно большие холостые пробеги, износы, падение цены и т. д. (посчитайте по таблице 1 - прибыль на бумаге составит 600 рублей при 50% холостого пробега и таксе 5 руб./км). Теоретические выкладки совпадут с практикой на большем отрезке времени... и что же мы увидим?

* * *

Вряд ли с помощью извоза вы разбогатеете, накопите на новую машину, дачу, квартиру. Этих надбавок к основной зарплате хватит в лучшем случае на небольшие личные нужды и грядущие ремонты автомобиля. Подрабатывать извозом - все равно что делать мелкий целевой вклад: накопил и не жалея потратил. Чтобы получать на развозном поприще хорошие деньги, надо заниматься этим профессионально. Но это уже другая тема.

Тем, кого заинтересовала приведенная здесь информация, рекомендуем обратиться еще к материалам в № 1, 4, 7 за этот год.

P.S. Поехать "побомбить", что ли? До зарплаты еще неделя, а друзья зовут пиво попить. Пятница все-таки...

Подпишитесь на «За рулем» в