Случайные связи

СЛУЧАЙНЫЕ СВЯЗИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/СЕРВИС

СЛУЧАЙНЫЕ СВЯЗИ

СТАНЦИЙ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ МНОГО.

МОЖНО ЛИ ЗАЕЗЖАТЬ В ПЕРВУЮ ПОПАВШУЮСЯ?

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН, ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

С УЛИЦЫ

Вы попробовали доверить автомобиль незнакомой СТО? Вас спрашивают: «Что надо сделать?» — «Не знаю — стучит. Сами посмотрите». Так начался наш эксперимент.

Несметное число «автосервисов» открыто по стране — скоро их, наверное, будет больше, чем журнально-газетных киосков. Но, заметьте, как бы навязчиво они ни предлагали свои услуги, мало кто спешит кидаться в объятия станций, не имея внушающих доверия рекомендаций или личного опыта общения с персоналом. Большинство предпочитает обращаться за услугами только в хорошо знакомые, лично проверенные СТО, а часто и вовсе к частным мастерам «из гаражей».

Мы решили рискнуть: подготовили автомобиль — подопытным кроликом стал VAZ 21053 (20 тыс. км пробега), сымитировали ряд неисправностей и отправились на поиск приключений.

МЕНЯЙТЕ ВСЕ «ПО КРУГУ»

Дефект нехитрый: ослаблена гайка ступицы левого переднего колеса, что, к слову, вовсе не характерно для «Жигулей» с нашим пробегом, но вполне годится как повод для посещения СТО. Что же скажут мастера?

«Печкиряево моторс» в Сокольниках. Молодой человек в комбинезоне приглашает нас на подъемник в большущий ангар. Мы не вмешиваемся в процесс диагностики — выходим покурить. Через десять минут паренек подзывает: «Все ясно. Во-первых, сцепление уже „подходит к концу“. Нужно поменять». При этом демонстрирует нам регулировочную гайку, которая, по его словам, «слишком близко подошла к рабочему цилиндру». «Замена диска?» — робко спрашиваем мы. «Нет. Если уж менять, так все сразу: и диск, и подшипник, и корзину. Только обязательно купите импортное. Отечественное — дрянь». «Понятно...» — выдерживаем мы небольшую паузу, а «мастер» продолжает: «Во-вторых, подшипник ступицы уже расшатался. Подтянуть его нельзя — там уже канавки образовались (он даже не спросил: гудит ли подшипник на ходу — ЗР)». «Сколько это будет стоить?» — проявляем мы интерес. «1300 рублей работа плюс покупка запчастей. С вас 50 рублей за диагностику».

Подкатываем к Московской кольцевой в том месте, где она пересекается с Ярославским шоссе. Здесь по стрелочке «Авторемонт» оказываемся в гостеприимном «бункере» ООО «Надежда-АС». Нам несказанно рады и с «почестями» (спасибо, пожалуйста, извините...) приглашают в ремонт. Мужчина в засаленной куртке, покрутившись возле «пятерки», выдает заключение: «Рулевая тяга того...» — и иллюстрирует это тем, что несколько раз крутит ее вокруг оси (при этом, как известно, палец ударяет о корпус тяги, издавая характерное постукивание). «Опасное дело. С этим нельзя тянуть!» — «Как же быть?» — испуганно восклицаем мы, подавляя смех. «Менять всю трапецию. Одним наконечником не обойтись — скоро и остальные полетят. И еще — у вас задняя правая полуось практически „не живая“ — нужны новый подшипник, сальник и запорное кольцо. Работа будет стоить 700 рублей».

Последним аккордом дня в концерте «Кролиководство в России» стало посещение сервиса на Волоколамском шоссе, что возле Университета пищевых производств. «Главный» механик отсутствовал, но его подмастерья (два боевых паренька), деловито наморщив лбы, посоветовали: «Менять все шаровые». Убитые таким приговором, переспрашиваем: «Нельзя ли обойтись заменой только с правой стороны?» — «Бессмысленно. Другие через неделю все равно застучат».

Результат. Наша ступица по существу никого не интересовала! Зато мы могли бы потерять не меньше 5 тысяч рублей на покупке ненужных запчастей и оплате ненужной работы. И сцепление, и шаровые опоры, и подшипник полуоси, и рулевые тяги — все на «пятерке» было исправно.

«НЭ ВАЖНО ЧТО...»

Героем следующей серии мы выбрали обыкновенный предохранитель. Все, что мы сделали, — поменяли его на сгоревший (в гнезде, «отвечающем» за работу вентилятора «печки»). Сервис под Рижской эстакадой был заполнен автомобилями. Пробравшись между ними, мы разыскали электрика. «Печка» не работает. Посмотрите". Худощавый, в темном халате мастеровой минут десять "щупает" электрическую цепь и заявляет: "Теперь в порядке. С вас 100 рублей". — "Что хотя бы было?" — "Предохранитель и... проводка еще".

Могут ли за замену пятирублевого предохранителя взять еще дороже? — подумали мы и решили посетить Варшавский техцентр (наверное, самый известный и самый крупный из всех, что в Москве). На подъезде к ремзоне на нас буквально набросились зазывалы. Они лезли в окно, пытались сесть на заднее сиденье, кричали, размахивали руками — в общем, вели себя как на восточном базаре. Нас, жителей более северных широт, такое обращение серьезно насторожило, и не зря!

Покопавшись в монтажном блоке, суровый и неразговорчивый «специалист» выдал: «Печка» готова. С вас 200 рублей". — "А что с ней было?" — "Нэ важно что". — "Чек дайте, пожалуйста", — попросили мы в надежде прочитать, за какую работу столько заплатили. "Чеки нэ даем. Много работы будешь делать — тогда даем, а так — нэт".

Результат. Если исходить из того, что на замену предохранителя «мастера» потратили 10–12 минут, то легко подсчитать стоимость нормо-часа. На первом сервисе этот показатель равняется 600 рублей, а на втором — 1200! Что тут скажешь: быть «чайником» крайне разорительно. На самом деле замена предохранителя стоит максимум 40 рублей.

«А ПОТОМ ПРИЕДЕШЬ ЕЩЕ РАЗ»

На этом эксперименты с электрикой были закончены, и мы перешли к таким прозаичным вещам, как карбюратор, зажигание, цепь и клапаны. После наших манипуляций «пятерка» дергалась, как эпилептик со стажем, да еще урчала и гремела, как плюющийся ржавый водопроводный кран.

Сервис ООО «Политранс-2», что рядом с фирменным магазином Luxoil на Ярославском шоссе. «Кто здесь может двигатель посмотреть?» — «А что у тебя?» — «Шумит как-то неправильно...» С видом знатока слесарь приступает к... регулировке зажигания и карбюратора. В конце работы заявляет: «С вас 180 рублей. Но еще клапаны и цепь гремят. Так что придется приехать еще раз». Он «забыл» сказать, что затем снова нужна регулировка зажигания и карбюратора! Наверное, посчитал, что пара сотен рублей для нас не деньги. Кстати, в заказ-наряде, кроме всего прочего, он написал: диагностика шума двигателя. Такой вот диагност...

Выставленное им зажигание оказалось далеко от нормы. Например, УЗСК — 45 градусов при норме 55. С карбюратором — почти подобное. «Специалист» просто взял и по максимуму обеднил смесь (параметр СО оказался в пределах 0,2%). После такой регулировки мотор «пятерки» вел себя как последний «тормоз» (простите за каламбур).

Мы попытались исправить дело в одном из сервисных ангарчиков в Мытищах. «Ребята, машина что-то тупо едет. Может, зажигание или еще чего?» Последовал быстрый «осмотр» — слесарь несколько раз подергал за тросик дроссельной заслонки. «Все нормально. Обороты набирает хорошо. Наверное, колодки подтормаживают...»

Результат. Выброшены на ветер 180 рублей. Зря потрачено время. Двигатель пришлось регулировать самостоятельно. Если бы мы были «чайниками», то наверняка потратились еще и на проверку передних тормозов (а там, кто знает, может, и на замену исправных цилиндров или даже суппортов в сборе...).

О ЖИЗНЕННОМ КРЕДО

Итак, «отдаться» незнакомому сервису у нас состоялось, а вот получить удовольствие — нет. Неужели все сервисмены поголовно жулье? Все не так однозначно. Кто-то из мастеров просто не имеет необходимой квалификации. Им не по силам грамотно определить состояние подвески — отличить, требует ли деталь замены или регулировки. Потому перестраховываются, заставляя клиента ставить новую запчасть взамен старой — так, мол, надежнее. Другим неохота возиться и мучиться в поиске истинной причины дефекта. Клиентов в Москве много, с какой стати «расстилаться» перед одним? Есть стук в подвеске? Давай менять все детали — методом тыка проще. Третьи не имеют должного оборудования (или оно неисправно), но есть жгучее желание зарабатывать деньги. Такие «бизнесмены» берутся за любую работу, хотя далеко не всякая им по силам.

Не будем обвинять ущербных «специалистов» во всех смертных грехах. Нельзя же в самом деле родиться готовым и законченным обманщиком? Человека и его наклонности во многом формирует среда. Мы выросли вместе с этими «сервисменами» в одном обществе... И если кто-то скручивает показания спидометра, чтобы выгоднее продать свою машину, сильно ли он отличается от тех «механиков», которые «кидают» «чайников» на сервисе?

Еще один важный момент. Многие ремонтники полагают, что, обманув, заработают больше. Не так это. Сегодня ты «потерял» 200 рублей, а завтра получишь заказ на несравненно большую сумму, если в тебя поверят, если скажут: вот это настоящий мастер. Когда такое станет жизненным кредо российских «сервисменов», можно будет без опаски заезжать на любой автосервис. Вот знать бы, сколько еще этого ждать?

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые