Страсти по "тойоте"

СТРАСТИ ПО «ТОЙОТЕ»

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ТАМОЖНЯ

И ЖИЗНЬ

СТРАСТИ

ПО «ТОЙОТЕ»

И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОД?

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ЛОБОДА, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

СПРАВКА. Основная часть ввозимых на Дальний Восток из Японии автомобилей приходится на Владивостокскую, Находкинскую и Хасанскую таможни. По их данным, в 1998 году через Приморье было ввезено 38 тыс. автомобилей, в 1999-м — 11 тыс., в 2000-м — 22 тыс., а за семь месяцев 2001 года — уже 22,6 тыс. По самым скромным прогнозам, в текущем году через Владивостокскую таможню пройдет более 30 тыс. машин, что сопоставимо с рекордным докризисным 1998-м. Больше всего среди ввозимых иномарок — с двигателями до 2000 смз выпуска 1993–1994 гг. (их около 60%; на долю автомобилей моложе трех лет приходится не более 10%.

ТАЙФУН —

ПРАЗДНИК ДЛЯ ТАМОЖЕННИКА

На Владивостокской таможне — аврал. В августе здесь был установлен своеобразный рекорд: за последнюю неделю оформили более 1400 подержанных иномарок, ввезенных из Страны восходящего солнца (обычно недельная норма не превышает 700 автомобилей). Соответственно возросла и сумма пошлин, перечисленных за неделю в федеральный бюджет: она составила 65 млн. рублей или более 2 млн. долл.! Таможенники просто физически не справлялись с возросшей нагрузкой.

— Ажиотажный спрос на иномарки был вызван появившейся информацией о грядущем изменении таможенных ставок, — считает Сергей Ерошенко, заместитель начальника Владивостокской таможни. — Точно никто ничего не знает, тем не менее разговоры о намерении правительства повысить таможенные пошлины на иномарки старше семи лет подстегнули многих приобрести не новые, но вполне приличные и недорогие пока машины. Число ввозимых через нашу таможню автомобилей резко возросло с мая. За это время была только одна спокойная неделя: когда над Японией прошел тайфун и порты были закрыты. По нашей информации новые пошлины могут ввести с 1 января 2002 года. Думаю, тогда они возрастут на $300–800 применительно к сравнительно «свежим» автомобилям с небольшим объемом двигателя и в несколько раз — на старые вседорожники.

СПРАВКА. Пока существуют две единые ставки на подержанные машины: при объеме двигателя до 2,5 л пошлина составляет 0,85 евро за 1 смз, более 2,5 л — 1,4 евро. При ввозе новой иномарки (возраст до трех лет) действует совокупный таможенный платеж, включающий, кроме пошлины, акциз и НДС — цена машины возрастает на 70–100%.

ПРОИГРАЛИ ВСЕ...

КРОМЕ ЯПОНЦЕВ

А кто выигрывает от повышения пошлин? Первое, что приходит на ум, — те, кто сегодня «наваривает» на ажиотажном спросе, — торговцы иномарками. Около 60% автомобилей, выезжающих из ворот таможни, предназначено именно для продажи. В основном на авторынке «Зеленый угол» во Владивостоке. Продавцы автомобилей, с которыми мы общались, говорили, что за один только месяц цены выросли примерно на 500 долл. в пересчете на один автомобиль. Это и понятно — спрос на «зеленке» (так ласково называют жители Владивостока свой любимый рынок) тоже вырос. Горожане активно «сбагривают» своих «старушек», предпочитая тут же купить, пусть с переплатой, но более «свежие» модели. Впрочем, «старушки» в городе не задерживаются, уплывая в приморскую глубинку, но чаще — в другие регионы России.

Между тем заметное оживление рынка не привело к ожидаемым «сверхприбылям» у торговцев автомобилями, поскольку и японский рынок оперативно отреагировал на возможное повышение пошлин в России: цены подскочили и там, причем солидно — в среднем на те же самые 500 долл. Российский же покупатель в массе своей еще не был готов к этому, вот и приходилось продавцам работать с минимальной прибылью. В этой ситуации, если кто и выиграл от «утечки» информации о таможенных ценах, так это японские дилеры.

Предприниматели, занятые в местном автобизнесе, оценивают последствия предполагаемого «нововведения» куда более мрачно, чем таможенники. Михаил Погорелов, финансовый директор компании «Интур-Сервис», которая специализируется на перевозе автомобилей из Японии в Россию, полагает: если введут обещанные таможенные ставки, ввоз сразу уменьшится примерно в три раза... «Уже сейчас мы собираемся отказаться от фрахта одного из наших теплоходов. Что государство от этого выиграет?»

СПРАВКА. Почти 80% всех автомобилей на дорогах Дальневосточного региона — японского (реже — южнокорейского) производства, из них до 90% — подержанные. Только на японских автомобилях сегодня ездят чиновники местной администрации всех уровней, представители силовых структур (УВД, ФСБ, налоговики и сами таможенники), японские машины используют службы скорой помощи. Далее «праворукие» движутся на запад: в Хабаровском крае их 50%, Амурской области — 45%. Немало их в Иркутске, Чите, Благовещенске, Новосибирске, Красноярске. Возрастает поток подержанных японских машин в европейскую часть России: сегодня до 10% иномарок уходит из дальневосточных портов за Урал. Стоимость транспортировки автомобиля из Владивостока в Москву самолетом — от 1300 долл., железнодорожным транспортом — 500–1000 долл.

А ЕСЛИ ПОСЧИТАТЬ?

По мнению местных экспертов, цели, заявленные авторами проекта о повышении пошлин, вряд ли достижимы и его экономическая выгода весьма сомнительна. До слухов о повышении ставки таможенных сборов наиболее ходовую иномарку типа «Карина», «Королла» 1991–1992 гг. выпуска можно было купить в Японии за $400 — при этом государство в виде пошлины получало с каждого автомобиля по $1000–1200. А вот купит ли россиянин его завтра, если на таможне придется оставить сумму вдвое большую? Так что, государство может лишь потерять с уменьшением потока ввозимых (а значит, и облагаемых пошлиной!) иномарок. Подобное уже проходили в 90-х годах, когда все новые и новые драконовские пошлины вели лишь к уменьшению «собираемости таможенных платежей» (простите, термин такой). И вряд ли рост цен на продукцию АвтоВАЗа (а его можно прогнозировать) сможет компенсировать эти потери.

Опыт свидетельствует: многочисленные попытки решить проблемы российских производителей путем ограничения свободного рынка и в ущерб интересам потребителя ничуть не сказались на качестве российской продукции, а значит, и ее конкурентоспособности.

Другой вопрос: случится ли «оздоровление ситуации на дорогах России», о чем так ратуют авторы новых пошлин? Вытеснят ли новенькие «жигули» «потрепанные» иномарки с Дальнего Востока? Вряд ли. Просто дальневосточный автопарк еще более постареет. Основную погоду на улицах городов и поселков Приморья делают представители местного «среднего класса» — обладатели тех самых (старше семи лет) недорогих подержанных иномарок. Примерно раз в три года среднестатистический приморский автовладелец меняет своего «коня» на более нового, без пробега по России. Что и позволяет поддерживать краевой автопарк в относительно приличном состоянии. С повышением пошлин и удорожанием иномарок подобную роскошь смогут позволить себе немногие. Кстати, приморская общественность не намерена спокойно взирать на это. Местное отделение партии СПС призвало жителей Приморья объединиться против повышения таможенных пошлин на подержанные иномарки.

На такой же позиции стоят и депутаты краевой Думы. Против новых пошлин — все население Приморья. Услышат ли их в столице?

Как бы то ни было, принимая подобное решение, стоило бы вспомнить опыт экс-премьера Черномырдина, который как-то решил запретить эксплуатацию праворульных иномарок. Хотел ведь как лучше, только получилось — как всегда...

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые