Правозащита

ПРАВОЗАЩИТА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПРАВОЗАЩИТА

РУБРИКУ ВЕДЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ "ПРАВОЗАЩИТА "ЗА РУЛЕМ" СЕРГЕЙ ВОЛГИН

АВТОСЕРВИС. ВСЕ О ПРАВАХ ЗАКАЗЧИКА

В нашу фирму нередко обращаются те, кто пострадал от недобросовестного ремонта своих машин. Как показывает анализ таких обращений, большинство проблем возникает из-за невыполнения требований закона как со стороны потребителей, так и со стороны исполнителей (станций технического обслуживания). 11 апреля 2001 года Правительство РФ своим Постановлением № 290 утвердило "Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств". Подобный документ существовал и раньше (Постановление Правительства РФ № 639 от 24.06.1998), теперь он утратил силу. Так что содержащиеся в Правилах требования не стали чем-то новым для российского законодательства. Однако на практике нередко выясняется, что и владельцы машин, и ремонтники имеют смутное представление о своих правах и обязанностях. Попробуем восполнить пробелы в правовых знаниях.

Главное, что нужно всегда помнить, - прежде чем оказать вам услугу, предприятие автосервиса обязано заключить с потребителем договор в письменной форме. Если работы выполняются в присутствии заказчика, можно вместо договора выдавать квитанции, жетоны, талоны, кассовый чек и т.п.

Соблюдение письменной формы договора очень важно по многим причинам. Например, перед тем как ваш автомобиль приняли в ремонт, его надо оценить и цену указать в договоре (стоимость автомобиля определяется по соглашению сторон). Это необходимо, например, для того, чтобы в случае повреждения, гибели (утраты) транспортного средства во время ремонта можно было обоснованно определить размер убытков потребителя. В договоре указывают дату принятия заказа и срок его исполнения. Часто, особенно когда речь идет о гарантийном ремонте или ремонте автомобилей иностранного производства, потребители вынуждены долго ждать, пока придет заказанная запчасть, даст разрешение завод-изготовитель и т.п. Законодательством о защите прав потребителей предусмотрена ответственность за несоблюдение сроков исполнения заказа (статья 28 закона "О защите прав потребителей"), но при предъявлении претензий основанием будет только письменный договор.

Цена оказываемой услуги и порядок ее оплаты также должны быть зафиксированы в договоре. Допускается и составление сметы, в которой приведены объем услуг и необходимые расходы. Смета может быть двух видов - твердая и приблизительная (об этом в договоре должно быть сделано примечание, в противном случае смета считается твердой!). Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель - ее уменьшения. Существуют, правда, исключения - например, если возникла необходимость в дополнительных услугах. Тогда исполнитель может, приостановив выполнение работ, потребовать с заказчика доплату.

В принципе, исполнитель обязан ремонтировать транспортные средства, используя собственные запасные части. Но в реальной жизни чаще предоставляет запасные части потребитель. Их перечень приводят в приемо-сдаточном акте (его составляют, если автомобиль для ремонта остается у исполнителя) или в договоре; там должна содержаться информация о соответствии запасных частей предъявляемым к ним требованиям. Кроме того, описывают комплектность транспортного средства, видимые повреждения и дефекты. Если при выполнении работы исполнитель обнаружит непригодность или недоброкачественность запасных частей заказчика, он обязан приостановить работы и уведомить о необходимости их замены. Если этого сделано не было, за вред, причиненный использованием плохих запчастей, придется отвечать исполнителю!

Выполнив заказ, исполнитель обязан представить потребителю полный отчет об использовании полученных от него деталей и материалов и возвратить неиспользованные. Замененные узлы и детали также должны быть возвращены владельцу машины.

Исполнитель обязан обеспечить возможность в любой момент проверить ход и качество исполнения заказа.

Помните: вы вправе в любой момент расторгнуть договор. В этом случае оплатить придется только часть работы, выполненную исполнителем до получения им извещения о расторжении договора. Автомобиль выдается потребителю только после полной оплаты оказанной услуги (или ее части, при досрочном расторжении договора). Стороны обязаны совместно проконтролировать полноту и качество оказанной услуги, комплектность и сохранность товарного вида транспортного средства. Обнаружив недостатки, потребитель должен немедленно заявить об этом исполнителю и указать претензии в соответствующем акте! Помните, что на основании закона "О защите прав потребителей" вы вправе потребовать:

а) безвозмездно устранить недостатки, выполнить работу повторно;

б) уменьшить цену за работу;

в) возместить расходы на исправление недостатков (своими силами или третьими лицами).

Эти требования могут быть предъявлены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение двух лет со дня исполнения заказа. В случае, когда гарантийный срок не установлен, причину возникновения недостатка должен доказывать потребитель. Если исполнитель не уложился в срок для выполнения работ, он должен уплатить потребителю пеню в размере 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки (при этом размер пени не может превышать стоимость услуги). И последнее. Если за время выполнения работ автомобиль (или запасные части) подверглись полной или частичной утрате (повреждению), исполнитель обязан известить об этом потребителя и в трехдневный срок безвозмездно передать потребителю транспортное средство (запасные части) аналогичного качества либо возместить в двукратном размере указанную в договоре цену утраченного (поврежденного) транспортного средства (запасных частей и материалов), а также возместить иные расходы, понесенные потребителем. Исключение допускается только в том случае, если исполнитель предупредил потребителя об особых свойствах принятых от него запасных частей, могущих повлечь их полную или частичную утрату.

Подпишитесь на «За рулем» в