Нестабильность от стабилизатора

НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ОТ СТАБИЛИЗАТОРА

ТЕХНИКА

/ТЮНИНГ

НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

ОТ СТАБИЛИЗАТОРА

МОДЕРНИЗИРУЯ ПОДВЕСКУ —

НЕ НАВРЕДИ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

Тема домашнего или, если хотите, гаражного тюнинга у нас, похоже, неисчерпаема. Волны популярности выплескивают на дороги то проставки, задирающие кузов легкового авто до внедорожных высот, то колеса, выпирающие на несколько сантиметров за габарит машины, то немыслимого вида «антикрылья». Нынче на вазовских переднеприводниках все чаще бросается в глаза задний стабилизатор поперечной устойчивости. Не заметить его трудно — изделие окрашено в яркий желтый цвет и установлено, как правило, на задранных с помощью проставок автомобилях — видимо, чтобы компенсировать увеличившийся крен кузова. Мы не удержались от соблазна и приобрели такую конструкцию (за 1200 руб.), а чтобы разнообразить наши испытания, рискнули снабдить стандартный VAZ 2112 еще и специальными проставками (450 руб.) — они увеличивают развал колес задней оси в отрицательную сторону.

Визуальное знакомство с железками большого оптимизма не вызвало. С проставками все вроде бы понятно — отфрезерованные дюралевые пластины, клиновидные в сечении, их влияние на работу подвески предсказуемо и во многом определяется аккуратностью обработки. А вот по поводу стабилизатора сразу возникли вопросы. Начать с диаметра прутка. Даже если не углубляться в конструкцию автомобиля, все равно не верится, что толстенный «лом» диаметром 20 мм, заневоливающий и без того полузависимую заднюю подвеску, — конструктивно правильное решение. Давайте прикинем: в снаряженном состоянии на заднюю ось приходится около 30% массы машины. А ведь на гораздо более загруженном передке «двенадцатой» диаметр стабилизатора всего-то 18 мм.

Следующее сомнение — реально ли преодолеть крены кузова? Увеличение крутильной жесткости задней балки вряд ли серьезно повлияет на валкость VAZ 2112 — для этого стабилизатор поперечной устойчивости должен быть прежде всего связан с кузовом, но в данном случае этого нет! Появились и более мелкие сомнения, но на них заострять внимание не будем. Лучше проверим работоспособность «тюнинга» на дороге.

ВАРИАНТ 1:

СТАНДАРТНАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ

Не секрет, что поведение автомобилей «десятого» семейства не блещет отточенностью. «Двенадцатая» не исключение: она с заметной ленцой реагирует на действия рулевым колесом, что не вызывает восторга у активного водителя. Правда, в процессе доводки заводчанам все же удалось заложить в нее необходимый запас надежности. Автомобиль устойчив на прямой, понятен и прогнозируем на высокой скорости. В целом «двенадцатая» без сюрпризов выполнила весь предложенный комплекс маневров, отягощая жизнь водителя лишь невысокой точностью управления в экстремальных ситуациях да чрезмерной недостаточной поворачиваемостью.

ВАРИАНТ 2:

СТАВИМ СТАБИЛИЗАТОР

Как ни странно, валкость машины на прежнем уровне. Крены кузова уменьшились, но не настолько, чтобы говорить об этом всерьез. Похоже, прогнозы сбываются? Тем не менее, в первом же быстром повороте автомобиль поехал не так, как раньше. Вначале он вроде бы упирался на входе в поворот, затем вдруг резко сорвал заднюю ось в скольжение. Будем повнимательней: занос особенно активно развивается при сбросе газа и требует очень быстрой коррекции — раньше такого не было. На первый взгляд, по горному серпантину стабилизатор позволяет ехать быстрее или, по крайней мере, активнее. Но стоит хоть немного переоценить свои возможности, ошибиться в выборе скорости или просто попасть в повороте на грязный участок, как овладеть машиной становится очень трудно: срыв задней оси, быстрый и резкий, возникает почти без предупреждения, а все остальные реакции — на прежнем уровне. Это подтверждает и выполнение маневра «переставка», где результат со стабилизатором значительно хуже «стандарта». Виновник провала — все та же резкость срывов задней оси.

ВАРИАНТ 3:

СТАВИМ ПРОСТАВКИ

БЕЗ СТАБИЛИЗАТОРА

Они позволили увеличить угол развала задних колес (на 50 минут каждое). На дороге этот вариант поведением очень напоминает стандартный, и лишь с ростом скорости ощущаешь, что увеличилась недостаточная поворачиваемость. «Двенадцатая» не так охотно заезжает в поворот, стремясь распрямить траекторию. Естественно, это не добавляет удовольствия от управления автомобилем. Оправданием послужил лишь более плавный срыв в скольжение (в сравнении с базовым вариантом) при выполнении специальных маневров.

ВАРИАНТ 4:

ПРОСТАВКИ ПЛЮС СТАБИЛИЗАТОР

Честно говоря, гремучая получилась смесь. «Двенадцатая» начала столь активно «рулить» задней осью, что борьба с ней превратилась в интересное, но небезопасное спортивное состязание по принципу «успею — не успею» или «попаду — не попаду». Занос задней оси стал даже резче, чем в варианте 2, а преодолеть его еще сложней. Конечно, и к этому сочетанию можно приспособиться, но внешне эффектная езда становится весьма опасной в обычных дорожных условиях. Чуть расслабился — и боковое скольжение тут же переходит во вращение со всеми вытекающими последствиями.

Итак, мы в очередной раз убедились: автомобиль — это сбалансированная конструкция, вмешиваться в которую следует лишь очень аккуратно. Увы, ни один из рассмотренных вариантов не избежал посягательства на святая святых — активную безопасность VAZ 2112. Да, ездить в чем-то интереснее, но автомобиль становится слишком агрессивным, легко выходит из повиновения. Думается, это не столько проблема «двенадцатой», сколько результат слишком уж прямолинейного, а проще сказать — неграмотного вмешательства в ее конструкцию.

Результат налицо: «стандарт» — вверху, «проставки плюс стабилизатор» — внизу.

Как видите, стабилизатор с кузовом не связан.

Такое соединение мертвым не назовешь.

Сверления под крепеж ослабляют штатную деталь.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые