На  чем вы не поедете

НА ЧЕМ ВЫ НЕ ПОЕДЕТЕ

АКТУАЛЬНО

/САЛОН

НА ЧЕМ ВЫ НЕ ПОЕДЕТЕ

О ЯПОНСКОЙ ЭКЗОТИКЕ — АВТОМОБИЛЬНОЙ, КОНЕЧНО

ТЕКСТ / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ, ФИРМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Япония — страна далекая... Япония — страна экзотическая... О Японии мы знаем... Да ничего мы о Японии толком не знаем, так — слухи, легенды, домыслы. Поэтому там должно быть страшно интересно, поэтому туда хочется попасть, увидеть, прочувствовать. Однако лететь туда долго, билет стоит дорого, а потомки самураев не спешат открывать границу для каждого встречного-поперечного. И все-таки мечты иногда сбываются. Десять часов мучений в самолете (может, кому-то нравятся такие перелеты?), «...экипаж прощается с вами...», современный, лишенный национального колорита аэропорт, вежливый пограничник (настоящий японец!), и... Вот здесь должно начаться: пагоды и гейши, сырая рыба на обед и дамы в кимоно, самураи с кривыми мечами и каратисты с криками «к-и-и-йя!!!», карликовые деревья и... мало ли чего еще есть в этой Японии.

Разочарования, увы, посыпались как из рога изобилия. Встречавшая нас японка-переводчица вместо кимоно щеголяла в мешковатом брючном костюме, как, впрочем, подавляющее большинство ее соотечественниц. Первый встречный «самурай» — водитель нашего микроавтобуса, учтиво, по-японски, кланялся, и с его... черного лица не сходила японская белозубая улыбка. Джеймс-сан — чернокожий, может, поэтому мечей при нем не оказалось. Не оказалось их и у других японцев: к темному деловому костюму — униформе токийских служащих холодное оружие не прилагается, а вооруженная часть населения — полиция, как и во всем мире, предпочитает мечу пистолет. Каратисты по тротуарам не скачут, гейши к прохожим на улицах не пристают, вокруг императорского дворца понатыкано небоскребов. Токио — бетонные джунгли, все построено с размахом, но убери вывески с иероглифами — ни за что не поймешь, в какой части света оказался.

Но все-таки жив, жив национальный колорит! И на мечи в сувенирной лавке поглядели, и всяких морских тварей палочками трескали, и японку в кимоно все-таки увидели. Но больше всего самоуверенных автомобильных журналистов поразило здесь дорожное движение. Удивительно не то, как японцы ездят (простим им маленькую странность двигаться не по той стороне дороги), а на чем ездят. Немногие автомобили в потоке узнаваемы — это или редкие здесь европейские и американские, или «японки», знакомые по «леворульным» аналогам. Остальное — сплошные загадки. Для внутреннего рынка выпускают невообразимое количество оригинальных моделей, которые в Европе не продаются. А чтобы окончательно запутать иностранцев, фальшрадиаторные решетки украшают не эмблемами фирм, а эмблемами моделей. Например, золотая корона указывает: перед вами «Тойота-Краун». Но это пример из разряда легкорешаемых. Встречались задачки и посложнее, перед которыми российские мастера руля и чернильницы явно пасовали.

Решать японские автомобильные ребусы — занятие, надо сказать, чертовски интересное. Но становится грустно, когда представляешь, сколько подобных, не похожих ни на что (и одновременно похожих друг на друга) изделий выставят местные фирмы на «домашнем» Токийском автосалоне. Ведь из-за него и поехали за тридевять земель, а не к гейшам местным, не подумайте...

Чего опасались, на то и нарвались! На своем поле японцы выставили мощнейшую команду, которая, честно говоря, под орех разделала гостей из Америки и Европы. Местные фирмы, будучи в меньшинстве (12 японских компаний против 33 зарубежных), имели подавляющее территориальное преимущество, заняв добрую половину выставочной площади. Да и по количеству новинок потягаться с японцами никто не смог. Еще бы — товар лицом показывала мощнейшая автомобильная держава, которой приходится к тому же постоянно работать как минимум на три фронта. Свой внутренний рынок — это раз. Северная Америка, где японские автомобили пользуются немалой популярностью, — это два. Ну и Европа — три. При этом, заметьте, каждый рынок имеет свою специфику, под которую фирмы умело подстраиваются, предлагая свой модельный ряд. Конечно, многие модели унифицированы по «механике», а некоторые различаются лишь декором, комплектацией и названием, но списочек все равно получается внушительным.

Поэтому серийные модели в большинстве своем останутся за рамками этого обзора. Объять необъятное невозможно — а потому пожертвуем описанием товарной продукции ради многочисленных (и в первую очередь японских) концепт-каров.

Представленные на 35-м Токийском мотор-шоу концептуальные разработки достаточно четко делятся на три группы. Первая — дизайнерские разработки внешнего облика. Вторая — концептуальные идеи по организации внутреннего пространства (рождающие порой выдающихся уродцев). И, наконец, третья — автомобили с альтернативными силовыми агрегатами (гибриды, электромобили, водородные двигатели). Таковых было множество, причем не только у японцев, для которых они порой уже не концепты, а товарная продукция.

«Тойота», как и положено лидеру отрасли, переплюнула всех, поделив громадный стенд со своим сателлитом «Дайхатсу». Фирмы на пару выставили два десятка концептуальных разработок! Среди них — очередная версия автомобиля на топливных элементах, суперэкономичные машины, расходующие не менее 3 л на 100 км, эффектные спортивные купе, странного вида микроавтобусы и, конечно, целая череда вариаций на гибридную тему. Похоже, здесь «Тойота» стремится быть впереди планеты всей. Компанию серийному гибридному «Приусу» составила серийная же и не менее гибридная «Тойота-Эстима» — здоровенный мини-вэн, известный нам под экспортным именем «Превия».

А вот «Ниссан», похоже, напрочь отказался от экспериментов со всякими там гибридами. Новое руководство фирмы считает, что сейчас важнее зарабатывать деньги на реальных проектах, а не увлекаться новациями, которые в обозримом будущем останутся убыточными. Потому добрая половина концептов (всего их было восемь) явно метит на конвейер. Это и ММ — прототип новой «Микры», и малыш «Моко», и два спортивных купе под именами знаменитых предков: «Фэйрледи-Z» и GTR. Разве что концептуальный пикап «Нейлс» да компьютерная игрушка на колесах IDEO навсегда останутся шоумобилями. Ударно выступил «Ниссан» в разряде серийных автомобилей. Но, увы, большинство новинок не про нас — в Европу пойдут знакомый уже «Икс-трейл» да новая «Примера».

Ну вот, еще один гибрид в серии! Уважаемая во всем мире, да и у нас тоже, " Хонда Сивик" обзавелась-таки новомодной силовой установкой. Всеяпонская гибридизация продолжается и в спортивном концепте "Хонда-Дьюалноут". На этот раз "сгибридили" серьезно: в качестве бензинового мотора — 3,5-литровая "шестерка" со всеми хондовскими "наворотами". А еще "Дьюалноут" отличает необычная схема полного привода. Показала "Хонда" и серию "заряженных" прототипов "Тип R" на базе известных моделей "Сивик", "Интегра" и NSX. А уж чего понатворили на тему внутреннего пространства...

«Мицубиси» за числом не гналась и выставила лишь четыре концепта, зато каких... Здесь разделять не стали: мол, тут — дизайн, а там — технологии. Под стильным кузовом «пляжного» S.U.P. скрывается гибридный полный привод. Футуристический «Спейс Лайнер» начинен топливными элементами. А построенный «по мотивам» знаменитых раллийных машин CZ-3 несет новинки в привычной нам полноприводной трансмиссии.

«Мазду», показавшую новую «шестерку» под именем «Атенза», тоже не обошло увлечение примитивизмом в дизайне — получился «Сикрет Хайдаут». За нарочито утилитарной внешностью — новый 1,4-литровый бензиновый мотор. Именно он примерил еще одну новинку от «Мазды» — интегрированный стартер-генератор (тоже своего рода гибрид). А модные топливные элементы несет вполне серийная с виду " Мазда Премаси".

«Сузуки» под крылом гиганта GM показала двухместный GSX с двигателем от мотоцикла «Хаябуса», электрический микроавтомобиль «Куви», утилитарный концепт «Лэпин» и вполне реальный «MR-вэгон».

Под маркой «Субару» миру явился семиместный концепт WX-01 — автомобиль с, мягко выражаясь, спорной внешностью. Ну, а традиционный гибрид был очень маленьким и назывался НМ-01.

«Исудзу» выставила три дизайнерско-пространственные концепции: построенный в «японской культурной традиции» мини-вэн Z.E.N., технократический вседорожник GBX и невообразимый стеклянный шкаф «Фанкибокс».

На фоне всего этого местного безо-... извините — разнообразия гости из Европы и США выглядели довольно скромно. Хотя концептов они понавезли в Японию множество, большинство их видели ранее в Европе. Из новинок стоит отметить БМВ седьмой серии на водородном топливе, «заряженный» " Мини Купер S", стильный концепт "Мерседеса" — "F400 Карвинг" с оригинальной активной подвеской. "Крайслер" представил "РТ Крузер Кабриолет" и очередной вариант концептуального "Виллиса II". Фирма "Хёндэ", единственная из корейских присутствовавшая в Токио, показала мини-вэн ТВ, предназначенный для Европы.

Можно считать, салон прошел под девизом «Япония — для японцев». Но впереди Детройт и Женева — там отыграются американцы и европейцы. Посмотрим, каков будет их ответ?

О некоторых из представленных здесь автомобилей вы узнаете подробней в ближайших номерах журнала.

«Дайхатсу FCV-k-II» — компактный автомобиль на топливных элементах.

«Тойота POD» — совместная разработка с фирмой «Сони». Тамагочи на колесах.

«Тойота RSC» — «мужественный» дизайн молодежного СЮВ.

«Тойота Will VC» — автомобиль-компьютер. Наверно, умнее водителя?..

«Дайхатсу UFE» — суперэкономичный гибрид плюс система активной безопасности.

«Тойота FXS» — футуристический родстер с V-образной «восьмеркой».

«Тойота DMT» — «локомотив» для дальних путешествий.

«Дайхатсу U4B» — полный привод, комфортный салон, коробка-"автомат" и... 660-кубовый моторчик.

" Toyota IST" — симбиоз компактного хэтчбека и небольшого мини-вэна.

«Тойота FCHV-4» — и опять топливные элементы. Уже почти серийные.

«Ниссан GTR» — несет имя культового японского спорт-купе.

«Ниссан ММ» — предвестник новой «Микры».

" Ниссан Моко" — самый маленький "Ниссан".

«Ниссан-Кино» — комфортабельный шестиместный компакт-вэн.

«Ниссан IDEO» — передвижное интернет-кафе.

«Ниссан-Фэйрледи Z» — продолжатель серии спортивных «ниссанов».

«Ниссан-Нейлс» — концепция «городского пикапа».

«Хонда W.I.C.» — простой, угловатый, но очень уютный.

«Хонда модель Х» — концепт на тему «пляжного» вездехода.

«Хонда-Унибокс» — вот до чего доводят игры с дизайном.

Еще один «тип R» — " Хонда Интегра".

«Хонда-Бульдог» — гибридный вседорожник, «не знающий границ».

«Хонда-Дьюалноут» — очень мощный (400 л. с.) полноприводный гибридный автомобиль.

" Хонда Сивик тип R" — "заряженная" версия популярного автомобиля.

«Мицубиси-Спейс Лайнер» — стильный концепт на топливных элементах.

«Мицубиси S.U.P.» — полноприводный гибридный автомобиль.

«Мицубиси CZ3» — полноприводная машина с оригинальной трансмиссией.

«Мицубиси CZ2» — так видят стилисты фирмы городской автомобиль.

" Мазда Атенза" — новая "шестая" серия.

«Мазда-Сикрет Хайдаут» — автомобиль родом из детства.

" Мазда Премаси FC-EV" — на топливных элементах.

«Сузуки-Лэпин» — еще один пример примитива.

«Сузуки-Куви» — электрический симпатяга. «Субару НМ-01» — маленький полноприводный гибрид.

«Субару WX-01» — семиместный «концепт».

«Субару SN-Х» — стильный пикап на базе «Аутбека».

«Исудзу Z.E.N.» — полноприводный фургон «по-японски».

«Исудзу GBX» — вседорожник XXI века в «механическом» стиле.

«Исудзу-Бегин Фанкибокс» — универсальный «ящик на колесах».

«Мерседес-F400 Карвинг» — единственный концепт на стенде «Мерседеса».

«Шевроле е-круз» — набитый электроникой «Сузуки» под американской маркой.

«Виллис II» — второе пришествие старого вояки.

«Хёндэ ТВ» — корейский мини-вэн для Европы.

«Заряженный» " Мини Купер S".

Новая «семерка» БМВ на топливных элементах.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые