Остановка по требованию

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

У КАКОЙ "РОССИЯНКИ" САМЫЕ ЛУЧШИЕ ТОРМОЗА? ПРОВЕРИМ!

ТЕКСТ / ОТДЕЛ ИСПЫТАНИЙ

Во многих популярных кинобоевиках - взять хотя бы "Козерог-1" или знаменитого "Фантомаса" - режиссеры то и дело подсовывают положительным героям симпатичные на вид автомобили с абсолютно неисправными тормозами. Зрителям нравится, а вот героям не позавидуешь. Кстати, по странному стечению обстоятельств в обоих случаях за рулем оказываются... журналисты! К чему бы это...

Вообще говоря, прервать какой-либо процесс обычно куда тяжелее, чем его начать. Ой как непросто заставить курильщика бросить курить, любителя выпить - завязать с пьянством, а разогнавшийся до "сотни" автомобиль - прекратить свой стремительный бег... Казалось бы, нажал на педальку - и все, однако же если тормоза - серийные, покрышки - штатные, а автомобиль - отечественный, то невольно начинаешь замечать, что несущийся по соседней полосе "мерс" спокойно замирает перед красным сигналом светофора, как парализованный, а тебя несет и несет. Случайность?

Что греха таить, недалеки от истины те, кто утверждает, что "их" тормоза гораздо "тормознутее" наших. Поездившему хотя бы на "КИА-Спортидж" очень тяжело будет пересесть, например, в "Ниву", обладай она хоть тройным гражданством. Конечно, целиком полагаться на эмоции нельзя - известно же, что, хотя субъективно " Шкода Фелиция" тормозит куда лучше нашего "зубила", объективно показатели "Самары" при этом выше... Это объясняется различной информативностью тормозного привода, которая, подобно рекламному "тик-таку", порой вселяет в водителя чувство уверенности даже в не самом совершенном автомобиле. Увы - особенность тормозных приводов большинства автомобилей такова, что к ним нужно привыкать! И если информативность привода низкая, то ничего не стоит случайно "пережать" педаль и заблокировать колеса. Кстати, оптимальное усилие на тормозной педали, при котором колеса переходят из вращения в юз, должно составлять 28-30 кг - не больше и не меньше.

Как бы случайно заговорив про юз, можно плавно переходить к сути задуманных нами испытаний. Вопрос один:

КТО "ТОРМОЗНУТЕЕ"?

Конечно, такого слова в русском нет, но уж больно хорошо оно подходит к описанию нашего эксперимента. Берем два десятка автомобилей категории М1 (общей массой до 3500 кг), разгоняем их на динамометрической дороге Дмитровского автополигона до "сотни", переводим рычаг коробки передач в "нейтраль" и тормозим - аккуратно, на грани блокировки колес. Последнее необходимо для того, чтобы уравнять шансы "дворян", оснащенных разными "абээсами", и "простолюдинов" - "жигулей", "десяток" и т. п. Кстати, на языке "профи" такие испытания называются "Тип 0".

Откуда взялось упоминание про каких-то дворян, да еще с АБС? В общем-то, из интереса - хотелось не только получить данные по отечественной технике, но и оглядеться немного вокруг - как-то там тормозят зарубежные братья по разуму? Конечно, существуют различные стандарты, которым нужно соответствовать, но личное соревнование всегда интереснее. Что касается ГОСТа, то для выбранной нами категории автомобилей он в свое время требовал, чтобы их тормозной путь с 80 км/ч до нуля не превышал 41 м, а ускорение при этом составляло не менее 7,0 м/с2. Мы же усложнили задачу и решили проводить замеры тормозного пути не с 80, а со 100 км/ч. Полагаем, что такой режим куда ближе к реальным условиям, чем указанный норматив. С ускорением же не мудрили - "печкой" стала цифра из стандарта. Итак, первый пошел!

ТОРМОЗА ПРИДУМАЛИ ТРУСЫ...

Подобные высказывания частенько можно услышать от "безбашенных" наездников, чья правая нога упорно не желает сползать с педали акселератора. Между тем статистика ДТП говорит о том, что в аварийных ситуациях водителю гораздо чаще приходится интенсивно тормозить, нежели "брать руль на себя"... Иными словами, тормозная динамика с точки зрения безопасности движения куда важнее динамики разгона. Та же картина и в автоспорте - без отменных тормозов гонки не выиграть. Впрочем, от слов пора переходить к цифрам - их предоставил наш измерительный комплекс "Корсис".

В заездах приняло участие восемнадцать автомобилей - еще шесть мы включили в конец таблицы вне зачета. Четыре из них, результаты которых отмечены звездочками, проходили испытания ранее - их тормозные "успехи" измерялись стандартным способом со скорости 80 км/ч. Что касается мелкосерийного VAZ 21103 ТМС и "бээмвэшки", то их показатели попали в таблицу в качестве "свадебных генералов" - цифры говорят за себя.

Поясняем сразу: приведенные результаты не могут претендовать, подобно уставу партии, на непогрешимость - разница между экземплярами "нашемарки" подчас бывает огромной! Однако за объективность замеров ручаемся - что есть, то есть. А получилось следующее.

На "бээмвэшкины" результаты лучше не смотреть - станет грустно. Отметим лишь, что, тормозя с "сотни", она остановилась быстрее, чем "ижаки", которым дали команду "Тпру!" на "восьмидесяти". Более того, даже при этой скорости она уложилась в наш ГОСТ... Тормозной путь лучшего участника из верхней части таблицы оказался длиннее на 12%, а худшего - аж на 58%! Кстати, в группе внезачетных участников бросается в глаза неудачное выступление "пятнадцатой" модели ВАЗ - непонятно... В основной же группе отметим провалы одного представителя каждого из заводов - от "пушного зверька" с ГАЗа до древней "Нивы". Справедливости ради отметим: основной виновник ее неудачи - низкие сцепные свойства зубастых вездеходных покрышек ВлИ-5. Победил же, увы, варяг - "КИА-Спортидж" довольно уверенно обогнал как все вазовские "супермодели" "десятого" семейства, так и более приземленные "волги", "зубила" и "нивы" всех мастей. В то же время с формальной точки зрения все выглядит вполне благопристойно - пятнадцать машин из восемнадцати замедляются "по правилам", а потому "все хорошо, прекрасная маркиза"...

Только тормоза у нас все-таки не очень...

Почему тормозили со 100 км/ч? Это - наше понимание существующей ситуации, сложившейся в нашей стране. Не хочется прятать голову в песок - средний водитель уже привык двигаться с трехзначными скоростями, а потому производителей наших автомобилей нужно, извините, "подстегивать". У иностранцев все это выглядит несколько иначе - там свои условия диктует рынок, далеко опережая требования правил и стандартов.

Подпишитесь на «За рулем» в