"однолитровый" грузовик?

"ОДНОЛИТРОВЫЙ" ГРУЗОВИК?

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

"ОДНОЛИТРОВЫЙ" ГРУЗОВИК?

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕКТОРЕ ПЕРЕВОЗОК

Так уж повелось: говоря о технических новшествах, часто забывают о том, что легковые автомобили не единственные хозяева дорог. Между тем многотонные махины ничуть не уступают им в изощренности конструкции, а порой даже совершеннее. На недавнем специализированном автосалоне в Ганновере д-р Пахта-Рейхофен привел тому убедительные примеры.

Начнем, как нынче водится, с экологии. Нормы Евро IV потребовали от конструкторов снизить выбросы окислов азота с 5 до 3,5 г на киловатт-час вырабатываемой двигателем энергии, а частиц сажи - с 0,1 до почти неуловимых 0,02 г. Существующие на бумаге нормы Евро V (планируются с 2008 года) требуют очередной "жертвы" в 1,5 г NOх. Добиться такого эффекта, увеличив долю рециркуляции отработанных газов, практически невозможно: большинство грузовых фирм делают ставку на специальные селективные катализаторы SCR (Selektive Catalitic Reduction) с дозированным впрыском мочевины.

Это достаточно распространенный и недорогой химикат, выделяющий при нагреве аммиак. Тот, в свою очередь, способен расщепить окислы азота на азот и кислород, не представляющие опасности для окружающей среды. Правда, дизтопливо не должно содержать примесей серы, к тому же заправлять автомобиль придется еще и мочевиной (хорошо хоть, на литр топлива ее нужно лишь 3,5 см3). Появится еще один контроллер впрыска (для катализатора), работающий с учетом параметров работы двигателя, получаемых от основного электронного блока.

Разработчики надеются, что до Евро VI дело не дойдет - иначе придется бороться с продуктами сгорания ничтожного количества масла, попавшего в цилиндры...

Что касается снижения расхода топлива, то современный 40-тонный грузовик может довольствоваться 33 литрами на "сотню". Получается, что в пересчете на тонну массы он заткнул за пояс "фольксвагеновский" "литровый" концепт, притом без всякой супераэродинамики! Вероятно, дальнейший прогресс будет связан с альтернативными видами топлива и привода (например, водород, топливные элементы).

Еще одна новинка из области высоких технологий - компьютерная видеосистема, отслеживающая положение автомобиля на своей полосе (предполагается, что с дорожной разметкой все в порядке). Стоит лишь отклониться от середины полосы, не включив указатель поворота, как в кабине раздастся предупреждающий шумовой сигнал, слева или справа соответственно.

Более того, вскоре такая система позволит автоматически удерживать грузовик на оси полосы, слегка подтормаживая то или иное колесо через систему ESP. Может показаться, что здесь легковые автомобили ушли вперед, но... Вспомните, сколько колес у многотонного автопоезда, часть из которых принадлежит трейлеру. Каждое необходимо снабдить не только датчиком, но и индивидуально работающим тормозом! А если завтра потребуется ехать с прицепом другой фирмы, быть может, и не оборудованным этими устройствами?

Новые решения внедряются и в тормозные устройства. Например, МАН разработал... водяной ретардер (замедлитель). На затяжных спусках энергия рассеивается с помощью встроенной в систему охлаждения и связанной с колесами крыльчатки, прокачивающей антифриз через диафрагму с небольшим отверстием. Это позволяет перевести в тепло до 600 кВт и по сравнению с традиционными ретардерами экономит 80 кг масла.

Система выпуска становится сравнима по сложности с двигателем в целом.

Подпишитесь на «За рулем» в