Готовь шины осенью — журнал За рулем

Готовь шины осенью

ГОТОВЬ ШИНЫ ОСЕНЬЮ

ТЕХНИКА

Тест

ЗИМНИЕ ШИНЫ 175/65R14 

ГОТОВЬ ШИНЫ ОСЕНЬЮ

СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Прошлый зимний сезон был ознаменован появлением в широкой продаже двух новинок российско-иностранного производства. Почти незаметно, без броских рекламных лозунгов на наши заводы пришли компании «Гудьир» и «Нокиан», наладив производство зимних (и не только) шин в Ярославле и Кирове. И хотя обе покрышки не несут на боковинах известных товарных знаков, кроме надписи «designed by...», технология их производства строго контролируется представительствами, а продаются они в основном через фирменную торговую сеть.

Интересен и подход к модельному ряду. Если «Гудьир» адаптировал (по крайней мере, внешне) к российскому рынку свою заслуженную модель Ultra Grip 400, назвав ее «Медео», то в Кирове совместно с финнами создали новую покрышку с суровым названием «Норд Мен», по рисунку протектора чем-то очень напоминающую Nokian Hak-kapeliitta 2. Так или иначе, но обе интернациональные шины получили не только «заграничные» имена, но и подросли в цене на фоне российских. А раз так, то и конкурентов им мы подобрали самых разнообразных, в этот раз даже сделав перевес в сторону импортной продукции. В качестве шиноносителя использовали VAZ 2114, который в преддверии тюнинговой программы нуждался в обкатке и обустройстве рабочего места. Исходя из того, что Волжский автозавод наконец-то определился с размерностями шин для всего переднеприводного семейства, официально допустив установку 14-дюймовых шин на «самары», мы подобрали зимние покрышки, подходящие всему переднеприводному семейству: итак, 175/65R14 и только в ошипованном варианте. Последнее связано с тем, что основные производители зимней резины и у нас, и за рубежом в один голос утверждают, что шины, конструктивно рассчитанные на ошиповку (а таковых на рынках северных стран, пожалуй, большинство), наилучшие свои показатели демонстрируют как раз с шипами.

1. «ГУДЬИР»

То, что «Ультра-Грип 500» делает самую серьезную заявку на лидерство, мы поняли, едва начав серию замеров. Шина, как орешки, щелкала любой вариант предлагаемой программы, демонстрируя недостижимые для остальных результаты. И неважно, какое покрытие было под колесами, снег или лед — каждый новый замер оказывался эталонным. Тем не менее кое к чему придрались. Как выяснилось, эта шина не дружит с рыхлой снежной кашей, образующейся на плохо очищенных дорогах. Попав в подобное месиво на высокой скорости, «четырнадцатая» вдруг превращалась в плохо управляемый снаряд, рыскающий от обочины до обочины. Причина своенравности, по-видимому, в слишком хороших (!) сцепных свойствах: шина цепляется за малейший выступ поверхности, что в рыхлом снегу приводит к нежелательным, а главное, трудно прогнозируемым траекторным отклонениям. Но даже с подобными недостатками «Гудьир» — вне конкуренции.

2. «НОКИАН»

Давний соперник нашего рекордсмена на этот раз выступал несколько скромнее. Так, на асфальте автомобиль продемонстрировал большую вибронагруженность, а комфорта заметно поубавилось. И хотя он сохранил и даже приумножил точность и понятность откликов, «четырнадцатая» стала определенно грубее в своих реакциях, и эту суровость она пронесла через все виды испытаний.

Где «Нокиан» оказались в своей стихии, так это на заснеженных трассах. Минимум «нервозности» в рыхлом снегу, плавные срывы в скольжения и, соответственно, легкость и логичность их коррекции позволили вполне надежно управлять машиной даже на весьма высокой (120–130 км/ч) скорости. Увы, наметившееся было соперничество не получилось. Финские шины уступили лидеру по тормозным свойствам (причем и на льду и на снегу). Поначалу мы даже не поверили, но многократные повторы убедили: «Нокиан» ведут себя грубее и в критической ситуации им не хватает точности откликов, некоей рельсовости, присущей «Гудьир». Да и на специальной, закрытой трассе для оценки управляемости стало больше проскальзываний передней оси, глубже и резче занос. Все это, конечно же, ухудшило результаты.

3. «МЕДЕО»

Мягкие и комфортные, они вызвали интерес еще при обкатке. Казавшийся довольно резким, автомобиль вдруг стал обволакивающе спокойным, а с дороги словно исчезли все мелкие неровности. Конечно, на асфальте реакции машины насторожили вялостью, совсем даже не «восьмерочными» откликами, появились запаздывания на действия рулем, но в целом VAZ 2114 сохранил логичность взаимосвязей и не стал коварным для водителя. Повышенного внимания эти шины требуют на смешанном покрытии. Если попасть одной стороной на снежок, оставленный, например, уборочной техникой, машину тут же плавно, но настойчиво начнет затягивать в сторону рыхлого покрытия, а выбираться оттуда она будет довольно неохотно.

А вот где «Медео» полностью реабилитировались и, не скроем, приятно удивили, так это на скользких покрытиях. Прекрасные результаты по управляемости и торможению, отменная проходимость — здесь даже именитой «Нокиан» пришлось довольствоваться худшими цифрами. И хотя на специальной снежно-ледяной трассе «Медео» в сравнении с лидерами чуть-чуть не хватает точности управления и скорости реакций, шина компенсирует это отменными сцепными свойствами и очень логичным поведением.

Словом, если бы не жалобы читателей на хромающее качество ярославского «Гудьира», впору говорить о бестселлере отечественного рынка.

4. «ЙОКОГАМА»

Внешне ничем не выдающиеся, без модного нынче направленного рисунка протектора, эти покрышки вдруг уверенно пробились в пятерку лидеров. Уже на асфальте машина подкупает упругими, собранными, почти летними реакциями, логичностью поведения в острых ситуациях. Плата за это — жесткое качение шин на мелких неровностях.

А вот на снегу «Йокогаме» несколько не хватает цепкости. Здесь преобладают ранние скольжения передней оси, активное затягивание в сторону более рыхлого покрытия, требующее вмешательства водителя. Но самым интересным оказалось поведение нашей «четырнадцатой» на льду. «Йокогама» вдруг поехала так здорово, что начала наступать на пятки лидерам, но стоило только попасть на снег — вновь начал преобладать снос передней оси. В результате — лишь пятое время на закрытой трассе.

5. «ХАНКУК»

Крепкий хорошист, радующий мягким качением по неровностям и очень логичными, если не сказать правильными реакциями на асфальте. В этих условиях автомобиль чувствуется до тонкостей, а его даже самое небольшое неповиновение тут же передается водителю, и он успевает принять контрмеры.

На снегу все зависимости сохраняются, но «Ханкуку» чуть-чуть не хватает запаса сцепных свойств. Оказывается, бывает и так — автомобиль все вроде делает правильно, но скольжение возникает довольно рано и не позволяет достичь выдающегося результата. Оценка управляемости только подтверждает это. На льду по точности управления «ханкуки» почти не уступают лидерам, но проигрывают им, быстрее срываясь в скольжение. На снегу же автомобиль слишком активно стремится «вывалиться» наружу поворота, своими грубоватыми откликами требуя использовать специальные приемы управления.

6. «КЛЕБЕР»

Первые ощущения довольно оптимистичны. «Четырнадцатая» устойчива и надежна на сухом и влажном асфальте; правда, не балует комфортом, жестко отзываясь на любую мелкую неровность.

Однако на снегу быстро сталкиваешься с рысканиями машины из стороны в сторону и, увы, слишком откровенными проскальзываниями передней оси на виражах. Шине заметно не хватает цепкости. Из-за этого много работаешь педалью газа и рулевым колесом в поисках правильного алгоритма управления, причем и на снегу, и на льду. Получается более или менее стабильно, но медленно, что делает «Клебер» неинтересными для активного водителя.

7. «ФАЙРСТОУН»

Даже на асфальте шина как-то не впечатляет. Ватные отклики, леность на входе в поворот да еще жесткое качение по неровностям. То, что перед нами середнячок, не блещущий стойким характером, очевидно и в родной стихии. Ранние проскальзывания, повышенная склонность к сносу передней оси на снегу и резкий, с большим запаздыванием занос не позволяют точно управлять машиной в острых ситуациях. На льду ее поведение немного смягчается, становясь более прогнозируемым, но все равно управлению мешает назойливость скольжений и запаздывания на их коррекцию.

8. «БАРУМ»

Честно говоря, от «Полариса» ожидали большего: видимо, сказывалось звучное, располагающее к зимней езде название...

Действительно, на первых порах шины показались очень ровными по качествам и какими-то уютными. В меру жесткие и вибронагруженные, они демонстрируют вполне миролюбивое поведение на асфальте, напрягая лишь излишней певучестью на высокой скорости. Однако стоит зиме по-настоящему вступить в свои права, как «Барум» становится невзрачным: ему нечем выделиться среди таких же середнячков-конкурентов. Водителя опять подстерегают слишком ранние и слишком прямолинейные скольжения, вынуждающие сначала «заталкивать» машину в поворот, а затем еще бороться с резким и глубоким заносом.

Своеобразно повел себя «Барум» на льду. Наш VAZ 2114 вдруг очень неплохо поехал по закрытой трассе, соперничая даже с «Йокогамой», однако напрочь отказался останавливаться, потребовав большого тормозного пути. Чем и подпортил итоговое место чешской покрышке.

9. Я-620 

Единственный чисто российский участник состязания, которого ярославцы не побоялись включить в столь именитую компанию.

По характеру шина получилась довольно противоречивая. Жесткая и вибронагруженная, в то же время на асфальте она не поражает целостностью откликов автомобиля — скорее озадачивает этакой задумчивостью. Зато на снегу напрягает резкостью срывов, развивающихся очень быстро, причем с чередованием то сноса передней оси, то заноса задней. Зачастую в одном повороте несколько раз приходится возвращать автомобиль на заданную траекторию — настолько нервно он реагирует на работу рулем и газом. В то же время «парадные» цифры, например торможения, весьма неплохи, а на льду и вовсе теснят «иностранщину». Конечно, дело тут и в большем количестве шипов, вгрызающихся в лед куда увереннее. Так или иначе, Я-620 не показала главного — общей целостности замысла, в полной мере присущей, например, «Медео».

10. «НОРД МЕН»

Финский парень вятского происхождения поначалу радует четким и логичным поведением. По крайней мере, на асфальте «четырнадцатая» едет почти как на «Нокиан». Однако с появлением снега эта схожесть тает на глазах. Остается лишь резкость откликов, не подкрепленная должными сцепными свойствами ни в продольном, ни в поперечном направлении. В результате поведение кировских шин очень напоминает «ярославку», с той лишь разницей, что «Норд Мен» хуже тормозят на льду. Здесь, похоже, надо всерьез работать над составом протекторной смеси, секретами которого наверняка обладают специалисты из страны Суоми.

11. «САВА»

Шумные, жесткие и довольно вибронагруженные, эти шины в то же время не радуют активностью откликов на асфальте и очень рано начинают скользить на льду и снегу. Потеря сцепления происходит резко — приходится изрядно поработать баранкой, прежде чем автомобиль «одумается» и вернется на намеченную траекторию. По сути, эти шины совсем не любят зиму и больше напоминают универсальные. Этим и обусловлен их полный провал в наших испытаниях.

ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ

«Гудьир» вне конкуренции, в первую очередь, по зимним качествам. Эта шина хороша на асфальте и при этом восхищает способностью противостоять скользким покрытиям. Единственный недостаток — «нервное» поведение в рыхлом снегу, по крайней мере, применительно к отечественному VAZ 2114.

«Нокиан» дорога, но грубовата, особенно в сравнении с лидером. Ей присущи точные реакции, очень надежное поведение на плохо очищенных зимних дорогах, но плата за это — высокая вибронагруженность на мелких неровностях. Слегка подкачали и тормозные свойства. Словом, нужна модернизация.

«Медео». По идеологии — полная противоположность «Нокиан». Мягкие и ленивые на асфальте, они просто вгрызаются в снег и лед, поражая отменными результатами. Как и лидер, эти шины недолюбливают рыхлые покрытия, слишком чутко реагируя на качество очистки дорожного полотна.

«Йокогама». Бойцовские свойства несколько ниже, чем у первой тройки. Но в качестве компенсации демонстрируют очень уверенное поведение на асфальте и льду. А вот на снегу им не хватает сцепных свойств и интеллигентности поведения.

«Ханкук». Их конек — сбалансированность ездовых свойств. На этих шинах автомобиль не только комфортен, он очень правильно выполняет все команды водителя. К сожалению, чтобы пробиться в лидеры, нужны лучшие сцепные свойства.

«Клебер», «Файрстоун», «Барум». Тройка уверенных середняков, местами очень схожих по характеру. Они вроде бы стараются изо всех сил, но из-за посредственных сцепных свойств остаются «просто шинами», хотя и зимними. Им определенно не хватает собственного «я». Отсюда скромность результатов и откровенные промахи в некоторых номинациях.

Я-620. Достичь уровня середняков «ярославке» мешает некая противоречивость характера. Ей бы чуть меньше резкости в поведении и побольше логики на снегу. С остальным она справляется.

«Норд Мен». Шины удобны и логичны на асфальте: вне зависимости от его состояния здесь они обеспечивают автомобилю живые и быстрые отклики. Однако для зимы этого мало, нужно еще дружить со снегом и льдом. Пока у «кировчанок» это не очень получается из-за невысоких сцепных возможностей.

«Сава». Из них первым делом хочется выковырнуть шипы и не морочить людям голову. Хотя и тогда покрышки останутся весьма посредственными. Что-то разладилось в технологии, отсюда очень низкие сцепные свойства на зимних покрытиях.

1. Goodyear Ultra Grip 500 

Производитель — Турция

Цена — 2200 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Т

Тип и глубина протектора — направленный, 9,5 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 110; 1,2 мм

2. Nokian Hakkapeliitta 2 

Производитель — Финляндия

Цена — 2500 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Т

Тип и глубина протектора — направленный, 8 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 110; 1,5 мм

3. «Медео»

Производитель — Россия, ЯШЗ

Цена — 1400 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Q

Тип и глубина протектора — направленный, 9,5 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 110; 1,5 мм

4. 4. Yokоhama Guardex 700 

Производитель — Филиппины

Цена — 1800 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Q

Тип и глубина протектора — ненаправленный, 9,0 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 110; 1,8 мм

5. Hankook W404 

Производитель — Республика Корея

Цена — 1680 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Т

Тип и глубина протектора — направленный, 10,5 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 110; 1,2 мм

6. Kleber Kapnor 4 

Производитель — Европа

Цена — 1674 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Q

Тип и глубина протектора — направленный, 8 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 110; 1,3 мм

7. Firestone FW935S

Производитель — Италия

Цена — 1680 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Q

Тип и глубина протектора — направленный, 9,5 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 110; 1,2 мм

8. Barum Polaris

Производитель — Чехия

Цена — 2100 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Q

Тип и глубина протектора — направленный, 9,5 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 110; 1,2 мм

9. Я-620 «Наст II»

Производитель — Россия, ЯШЗ

Цена — 1100 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Т

Тип и глубина протектора — направленный, 9 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 128; 2 мм

10. «Норд Мен»

Производитель — Россия, КШЗ

Цена — 1400 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Т

Тип и глубина протектора — направленный, 9,5 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 112; 1,3 мм

11. Sava Eskimo S2 

Производитель — Словения

Цена — 1700 руб.

Размерность и индекс скорости — 175/65R14 Т

Тип и глубина протектора — направленный, 8 мм

Количество шипов и высота их рабочей части — 110; 1,2 мм

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...