Дедушкины колодки — журнал За рулем

Дедушкины колодки

ДЕДУШКИНЫ КОЛОДКИ

ЗАДНИЕ ТОРМОЗА «ВОЛГИ»

Но потом соображаешь — да ведь колодки-то с тех пор не изменились: для них что GAZ 24, что GAZ 3110 — одно и то же... А каким образом тормозят современные «волги» — это очень даже интересно.

Требования к «волговским» колодкам звучат вполне стандартно — нормальные геометрические размеры, хорошие фрикционные свойства, высокая прочность. «Судьи» известны — проверка четырех типов изделий проводилась в лаборатории тормозных систем испытательного центра автомобильных изделий НАМИ.

ГЕОМЕТРИЯ

При геометрических замерах купленных колодок основное внимание уделялось их «собираемости» в тормозном механизме. Размеры определялись в специальном приспособлении, причем попарно — у короткой («пассивной») колодки и длинной («активной»). «Правильные» размеры — на рисунке, результаты — в табл. 1. Обратите внимание, что цифры, не укладывающиеся в норматив, выделены.

Уменьшенный диаметр колодок в сборе грозит владельцу не только меньшим ресурсом, но и долгой притиркой. Заметим также, что размеры отверстия под эксцентрик регулировки распорной планки у короткой колодки имеют довольно широкий допуск. Кстати, конструкция «волговского» тормозного механизма позволяет регулировать каждое из задних колес в отдельности, что дает возможность в какой-то мере выровнять тормозные усилия на колесах при торможении ручником.

Любопытный факт. При визуальном контроле выяснилось, что в тормозных колодках № 1, 2 и 4 — одни и те же накладки производства ОАО «НИИАТИ фирма ТИИР» с фрикционным материалом ТИИР-451. Об этом говорит маркировка на поверхности накладки. Интересно, следует ли из этого, что фрикционные свойства и износостойкость изделий будут одинаковыми? Об этом — чуть позже.

ФРИКЦИОННЫЕ СВОЙСТВА

При определении фрикционных свойств использовался специальный стенд СТН-НАМИ с инерционными массами, обеспечивающими суммарный момент инерции 4,4 кгс.м2. Методика — согласно Приложению 15 ГОСТ Р41.13–99 (Правил ЕЭК ООН № 13).

Перед испытаниями все колодки подвергли притирке — добивались приработки 80% площади рабочей поверхности. Затем, как обычно, проверили их в разных режимах — при постоянной скорости и переменном давлении, при неизменном давлении и разных скоростях, а также при «нагревном» цикле (15 торможений с одинаковым интервалом) и т. п. Износостойкость определяли по изменению толщины колодок после всех этих испытаний. Кроме того, проверили эффективность контрольного торможения при давлении 8,0 МПа и скорости 80 км/ч.

Произошло нечто неожиданное. С одной стороны, фрикционные свойства колодок № 3 действительно отличаются от трех остальных — они несколько хуже, а с другой — среди последних также наблюдается разброс. Вот тебе и одинаковые накладки! Кстати, в следующей главе выяснится, что у них и износ разный...

ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ

Износостойкость определяется просто — измеряется разница толщины колодок между «до того» и «после». Замеры проводят микрометром в четырех точках — затем средний результат делят на общее количество торможений за цикл испытаний. То, что получилось, называется «средний износ за одно условное торможение» — именно эта величина и приведена в табл. 2. 

Обратите внимание — износостойкость изделий № 2 и 4 отличается втрое! А накладки-то одинаковые, вернее, с одинаковыми названиями...

ПРОЧНОСТЬ СКЛЕИВАНИЯ

Прочность клеевого соединения фрикционной накладки с колодкой определяли согласно методике ГОСТ Р ИСО 6312. Напоминаем «норму» — не менее 1,0 МПа. Результаты измерений приведены в табл. 3. 

Зачет получают все, хотя активная «половина» комплекта № 2 сделала это с большим трудом.

ВЫБИРАЕМ?

Что ж, пробуем выбрать. Номер 4 отметаем сразу — мало того что «бомж», так еще и с самыми худшими показателями точности изготовления. Лидер тоже ясен — колодки № 1 «Автодеталь» выглядели достойнее других. Что касается мест посередине, то тут, как говорится, кому что ближе. Формально «бомж» № 3 оказался лучше «Сонатекса», но... ведь не поощрять же самозванцев... Да и как найти их на рынке, если захочется купить именно такие колодки? Поэтому второе место отдаем фирме — не за заслуги, а просто за наличие «документов». Будем считать это авансом в счет будущих заслуг.

1. Заявленный производитель

ООО «ППФ „Автодеталь“, Россия

Отличительные признаки: имеется упаковка, каждая колодка отмечена голограммой.

Цена — 180 руб.

Оценки: геометрия — 4, фрикционные свойства — 4, прочность — 5. 

Итоговая

оценка: (хорошо).

2. Заявленный производитель

ООО «Сонатекс», Россия

Идентификационные признаки: на каждой колодке выбита надпись «Sonatex».

Цена — 160 руб.

Оценки: геометрия — 3, фрикционные свойства — 3, прочность — 4. 

Итоговая

оценка: (удовлетворительно).

3. Заявленный производитель

неизвестен

На активной колодке выбит № 1051102, на пассивной — № 2230902. Накладки — серого цвета.

Цена — 140 руб.

Оценки: геометрия — 3, фрикционные свойства — 4, прочность — 4. 

Итоговая

оценка: (удовлетворительно).

4. Заявленный производитель

неизвестен

Отличительные признаки — на поверхности ребра выбит № 1109, имеется наклейка со штрих-кодом.

Цена — 130 руб.

Оценки: геометрия — 1, фрикционные свойства — 3, прочность — 5. 

Итоговая

оценка: (плохо).

Архивная статья
 3292
Оцените материал
0:0
Загрузка...