Робота нат ашипками

РОБОТА НАТ АШИПКАМИ

АВТОВАЗ ТЕРЯЕТ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ДЕШЕВЫХ НЕ ЖДИТЕ

АвтоВАЗ в очередной раз так и сделал - в среднем на 1,5%. Большинство моделей подорожали на 1000-2900 рублей; автомобили "десятого" семейства, в комплектацию которых входит кондиционер, - уже на 6800-7400 рублей. По информации пресс-центра АвтоВАЗа, "новые отпускные цены приняты в соответствии с политикой ценообразования на 2003 год, в основу которой положен индекс инфляции". Если сложить все "мелкие" скачки (а это уже четвертое подорожание с начала года), то в сумме получится, что за девять месяцев отпускные цены на "жигули", "самары" и "нивы" выросли приблизительно на 20%.

Примерно на столько же выросли и розничные; их пик пришелся на июль, но в августе-сентябре покупательский спрос на отечественные автомобили стал падать. Поэтому дилеры снижали розничные цены. Так, "классика" за месяц подешевела в среднем на 100 долларов, а "девятка" - на 200.

Между тем, несмотря на создаваемые государством "благоприятные условия", выпуск машин на АвтоВАЗе продолжает падать. Автогигант уступает российский рынок иномаркам: конвейеры в Тольятти притормаживают, чтобы избежать затоваривания.

На этом фоне странно прозвучало сообщение, которое сделал председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" Владимир Каданников. По его словам, в ближайшие несколько лет ВАЗ покинет ценовую нишу до 5 тыс. долларов и сконцентрируется на производстве автомобилей стоимостью 6-9 тысяч! Так и есть: после ухода из Тольятти "классики" ВАЗу не с чем выступить в сегменте самых дешевых авто, а новых разработок таких машин не ведется. Теперь, по мнению В. Каданникова, настал черед "Самары" - ВАЗу необходимо высвободить мощности для освоения новых моделей. Устаревшие на рынке останутся, но выпускать их продолжат в Ижевске и Сызрани. Каданников полон оптимизма: он считает, что через несколько лет рынок новых автомобилей в России разрастется до 2,2 млн. штук, так что у АвтоВАЗа всегда останется свой сегмент.

Однако, по мнению ряда экспертов, АвтоВАЗ теряет позиции. Люди, чья зарплата перевалила 500 долл. в месяц, уже хотят ездить на хороших машинах, причем перераспределение рынка идет быстрыми темпами. За первое полугодие 2003 года продажи новых иномарок выросли в среднем в 1,5 раза, а иностранных автомобилей, собранных в России, - почти в 6 (!) раз. В то же время Россия в первом полугодии 2003 года сократила производство автомобилей на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем продажи АвтоВАЗа упали почти на 14%. Не лучше выглядят и другие заводы: на 3-4% сократились продажи УАЗов и "Оки"; совсем упала "Волга" - почти на 60% (возможно, это связано с паузой в производстве при модернизации модели). Потенциальные покупатели все чаще обращают внимание на новые недорогие иностранные автомобили, и в ближайшие годы эта тенденция только усилится.

А недавно Министерство экономического развития и торговли предложило правительству в очередной раз повысить пошлины на ввоз новых иномарок - до 35% (окончательное решение о введении новых пошлин пока не принято). Основная цель этой акции - привлечь в Россию иностранных автопроизводителей.

Уже сейчас самые ходовые вазовские машины ("самары" и "десятки") вплотную приблизились по цене к недорогим иномаркам. В салонах дилеров за обычную "десятку" просят от 6,5 до 7,5 тыс. долл. плюс неизбежные доплаты за антикор, "протяжку", "музыку" и прочее. За те же деньги в салоне можно приобрести узбекскую "Дэу", корейско-российские КИА и "Хёндэ".

Для типичного представителя среднего класса порой единственным стимулом к покупке "десятки" становится отсутствие в свободной продаже недорогих иномарок (почти все модели нужно заказывать за два-три месяца). Учитывая, как быстро растет производство иностранных автомобилей в России, можно утверждать, что стимулов будет все меньше. И наша соседка Украина - тому пример.

РЫНОК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. ПОЧТИ

По итогам первого полугодия в лидеры украинского рынка неожиданно вышла марка "Дэу", на долю которой пришлось почти 25% всех продаж. Если в начале года продажи "Дэу" и ВАЗа были соизмеримы (примерно по 22,5%), то нынешний результат российской марки - всего 18,7%! А ведь еще год назад ей принадлежало более 50% рынка. В затылок уже дышит ЗАЗ: за август, к примеру, новых запорожских автомобилей было продано всего на 30 штук меньше, чем тольяттинских!

Только за месяц ВАЗ утратил 5% рынка, что стало своеобразным рекордом: так быстро и низко не падал еще ни один производитель. Причин тому две: дефицит автомобилей и нереально высокие цены - как результат мер по защите украинского производителя. Дефицит дилеры объясняют проблемами самого АвтоВАЗа, который систематически срывает поставки машинокомплектов на сборочные заводы Украины. Как следствие, ползут вверх цены. Например, за VAZ 2104 просят уже 6 тыс. долл. (!), VAZ 2107 стоит 5,1 тыс., а VAZ 21093 - 6-6,6 тыс. Самую простую VAZ 21102 предлагают за 6,9-7 тыс., а 16-клапанные VAZ 21103 стоят почти на тысячу дороже. Как утверждают украинские дилеры, "десятки" сейчас покупают только фанаты марки, потому что ни качество, ни комплектация не соответствуют нынешним реалиям. Ведь за те же деньги можно купить " Дэу Ланос" с кондиционером и электропакетом.

В 90-х годах ВАЗ быстро потерял рынки Восточной Европы и Прибалтики. По такому же сценарию он сегодня теряет Украину. Кто следующий?

Продажи новых иномарок в России за 9 месяцев 2003 года.

Подпишитесь на «За рулем» в