Осеннее обострение — журнал За рулем

Осеннее обострение

ОСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ

Год подходит к концу, можно подводить предварительные итоги продаж на автомобильном рынке. Увы, для большинства его клиентов итоги безрадостны — цены растут! А вот многие иностранные производители могут ликовать. Что касается отечественных автогигантов, то осень для них стала тревожной...

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ЕВРО

Эта тенденция обозначилась еще в прошлом году, а в этом не заметить ее мог только незрячий: российские автомобилисты начали пересаживаться с подержанных иномарок и новых отечественных авто на новые импортные, причем их не останавливают даже растущие цены. За девять месяцев уже приобретено больше иномарок, чем за весь прошлый год — 135 тысяч, и это не предел: в осенние месяцы россияне покупали в среднем по 25 тысяч новых иностранных машин (раньше — 10–15 тыс.).

Аналитики уже успели подсчитать: на покупку новых автомобилей наши граждане в этом году потратят около 12 млрд. долл. — на 10% больше, чем в прошлом. Видимо, в денежном выражении доля рынка новых иномарок впервые догонит долю новых отечественных (37–38%). И это при том, что иномарки стали дороже!

Примеров много, остановимся на нескольких.

СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ» не сдержало обещания сохранить цену на вседорожник " Шевроле Нива" до конца года. Нет, формально она осталась той же — 8499, но уже не долларов, а евро. Соответственно теперь автомобиль 2004 модельного года обойдется уже в 10 тыс. долларов! Руководители СП объясняют это тем, что многие поставщики комплектующих выставляют счета в евро. Аргумент более чем сомнительный — львиную долю комплектующих, как известно, на СП поставляет АвтоВАЗ, который по закону обязан вести расчеты внутри страны только в рублях. На долю же иностранцев остаются мелочи типа ремней-прокладок-сальников. Скорее, на повышении цены сказалась модернизация (теперь, например, в "базе" — зеркала с электрической регулировкой), а еще желание заработать на волне покупательского ажиотажа.

По последней причине в этом году слегка «подвинулись» в цене и другие популярные иномарки. По 500 долл. в среднем прибавили все варианты «Тойоты-Королла» и " Хёндэ Гетц" (формально более богатой стала базовая комплектация), на 300 долл. — " Хёндэ Акцент" (объясняют тем, что взвинтила цену за доставку машинокомплектов железная дорога). Но, несмотря на все это, купить с ходу популярную модель не удастся: на все — очередь. Заказанные в октябре " Форд Фокус", " КИА Рио", " Хёндэ Акцент" и "Гетц", а также " Мицубиси Лансер" можно будет получить лишь в декабре.

Отметим одну особенность нашего рынка: наибольшим успехом пользуются не европейские, а азиатские модели. За девять месяцев продажи у «Хёндэ» выросли в 2,2 раза, у КИА и «Сузуки» — в 2, у «Хонды» — в 1,6. В то же время у «Фольксвагена» — падение спроса на 20%, а у «Шкоды» — и вовсе на треть. Аналитики утверждают: во всем «виноват» евро, а также возросшее качество азиатских машин. Говорят даже, что вдохновленная успехом «Тойота» рассматривает возможность строительства завода в России.

О своих планах открыть у нас производство, пусть и осторожно, но снова заговорили на «Фольксвагене». А южнокорейская «KИА моторс» подписала соглашение о начале сборки с ноября 2004 года в Ижевске своей модели «Спектра» (пока она именуется «Сефия» или «Шума»).

ПРОИГРЫВАЕМ, НО НЕ СДАЕМСЯ

А вот производство отечественных машин за девять месяцев сократилось на 7,3%. Так, АвтоВАЗ в январе-сентябре 2003 года сократил выпуск до 515,8 тыс. машин (за тот же период прошлого года — 574,3 тыс.). Меньше выпущено автомобилей «десятого» семейства (160 тыс. против 176), снизился и экспорт (с 72 до 70 тысяч). Правда, специалисты полагают, что выпуск легковых автомобилей в России все же превысит прошлогодний, но только за счет «Ижамаша» и собранных у нас иномарок (их должно быть произведено около 60 тыс. против 11 — в 2002-м).

Тем не менее пока наблюдается достаточно стабильный спрос на автомобили марки «ВАЗ» практически во всех регионах; остатки на площадках дилеров по-прежнему в пределах нормы. По уверениям управления маркетинга АвтоВАЗа, в начале ноября они были на уровне 45 тыс. автомобилей (в прошлом году в это время запасы доходили до 90 тыс.). Но ноябрь по традиции считают «провальным» для продаж месяцем, обычное же «оживление рынка» наступает в канун Нового года. Повторится ли такое в нынешнем сезоне ?

Цены на «тольяттинской площадке», выросшие в начале октября, сделали поездку за автомобилем в Тольятти этой осенью бессмысленной. Зато в регионах они несколько снизились, и по некоторым моделям стоимость «лад» в Тольятти даже выше, чем в других областях России (бывает и такое!). Средневзвешенные цены на самую доступную раньше модель «Жигулей» VAZ 21053 в Тольятти в начале ноября составляли 107 тыс. руб., чуть дороже, чем на «шестерку» из Ижевска — 105 тыс. «Семерка» оценивалась в 116 тыс., а цены на «девятку» начинались от 165 тыс. рублей. Самая доступная «десятка» — седан VAZ 21102 в комплектации «норма» (от 194 тыс. руб.). За универсал VAZ 2111 тольяттинские дилеры просили 206–215 тыс. руб., а московские — 212–225 тыс. руб. Чтобы подогреть угасающий в преддверии зимы покупательский интерес, дилеры предлагают всевозможные скидки и бонусы (завод запрещает снижать цены ниже установленного уровня).

Но есть отечественные автомобили, цены на которые несколько выросли — вырос спрос. Это — старая «Нива», за которую в среднем просят 6,8 тыс. долл. (их стали выпускать заметно меньше) и модернизированная «Волга» с бесшкворневой подвеской (от 5990 долл. в базовом исполнении).

Надолго ли...

Архивная статья
 861
Оцените материал
0:0
Загрузка...