Наземный планер

Без вони, без зуда, без шума... Электроскутер Vectrix VX-1 дарит уникальное впечатление безмоторного полета: просто поверни ручку – и катись.

Электроскутер в наше время - не такая уж экзотика: например, в Китае их - многие тысячи. Но практически все они недалеко ушли от велосипеда, с трудом набирают 50 км/ч и пригодны лишь для города. Vectrix VX-1 – совсем другое дело: это макси-скутер, который обзавелся электромотором и «позеленел». Вообразите: вы гордо минуете бензоколонку, где отсталые обыватели заправляют свои баки вонючим бензином, и упиваетесь сознанием того, что помогаете Спасать Планету... (Постой-ка, «спасатель», а электроэнергия часом - не с атомной станции?).

Наслаждение, впрочем, заканчивается, когда указатели заряда батареи и остатка пробега на приборной панели уныло стремятся к нулю. Вот уж чего я бы не пожелал – так это толкать тушку массой 231 кг до ближайшей силовой розетки! Производитель указывает более оптимистичное значение массы – 210 кг, но Колин Уэбстер из Green Transport Solutions, дилера номер один в Великобритании (за 15 месяцев они продали 27 таких скутеров) утверждает, что их замеры на целых 10% расходятся с паспортными данными. Если гнать во всю прыть, то заряда батареи хватит всего на 50 км, а нормальный запас хода, по словам Уэбстера – от 55 до 90 км, в зависимости от скорости, веса седоков и того, насколько ровная дорога.

Панель приборов. Справа – указатель заряда батареи. Счетчик слева показывает остаток пробега.

Когда запас электроэнергии подойдет к концу, вам придется открыть седло – там спрятано зарядное устройство – и подключить провод к розетке (220В, ??А). 80% заряда аккумулятор набирает за два часа, а полную емкость – за четыре. Один из покупателей Vectrix, по словам Уэбстера, каждый день ездит на работу за 65 км со скоростью до 80 км/ч, подзаряжая скутер от розетки на корпоративной стоянке.

Электродвигатель пиковой мощностью 20,2 кВт/28 л.с. смонтирован в заднем колесе и передает момент через планетарную передачу.

Даже если ездить, поглядывая на указатель заряда батареи, разгоняется Vectrix не так вяло, как другие элекстроскутеры: 80 км/ч с места набирает за 6,8 с. Теоретически максимальная скорость – 160 км/ч, но конструкторы ограничили ее 100 км/ч – чтобы батареи не разряжались слишком быстро. С самого начала в компании ориентировались на динамику типичного 400-кубового скутера – такого, как Yamaha Majesty – поэтому для повышения мощности им пришлось использовать большее напряжение, чем типичные для электроскутеров 36 или 48 В. Энергию запасает 30-амперный 125-вольтовый никель-металл-гидридный аккумулятор, состоящий из 102 ячеек (батарея такого типа используется и на гибридном автомобиле Toyota Prius) от GP Batteries, ведущего китайского производителя. Электромотор пиковой мощностью 20,2 кВт (28 л.с.) смонтирован в заднем колесе.

Зарядное устройство и провод спрятаны под седлом; розетку найдете сами.

Большую массу батареи компенсирует алюминиевая рама-монокок, нижняя часть которой служит контейнером для аккумулятора; она весит 11,5 кг, в то время как стальная рама макси-скутера тянет на все 40 кг. Все компоненты – высшей марки: передняя вилка Marzocchi, амортизаторы задней подвески Sachs, тормоза Brembo, шины Pirelli. А для снижения производственных затрат инженеры компании свели к минимуму количество составных частей: у Vectrix VX-1 их 250 - примерно в десять раз меньше, чем у обычного скутера с ДВС.

Небольшой «бардачок» расположен в переднем щите, но там поместится разве что бумажник.

Увы, эту экономию покупатель почти не ощущает. Когда два года назад начались продажи VX-1 в Великобритании, аппарат стоил 7200 фунтов стерлингов; сейчас Green Transport Solutions продает их по 6999 фунтов (около 13300 долларов), что на 10% дороже, чем Yamaha Majesty 400. Впрочем, стоимость эксплуатации электроскутера гораздо ниже, особенно, если подзаряжать аккумулятор ночью, по выгодному тарифу. Да и стоимость обслуживания - почти нулевая: менять приходится только шины и тормозные колодки. К тому же, не нужно платить дорожный налог*, дешевле страховка… А как насчет срока жизни батареи? Специалисты компании уверяют, что аккумулятора хватит на 10 лет или 1000 циклов заряда-разряда – то есть на 80 000 км пробега при запасе хода на одной зарядке 80 км. Правда, производители электровелосипедов, в которых используются аккумуляторы такого типа, обещают лишь 500 циклов… А новый 120-вольтовый аккумулятор стоит 1600 фунтов стерлингов (больше 3000 долларов)!

Скутер, который предоставила мне на тест компания Green Transport Solutions, - демонстрационный, он успел накатать уже больше 20 000 км, но бодр и весел.

Под седлом нашлось место и для багажника, вмещающего закрытый шлем.

Седло большое, комфортабельное, мягкое, с маленьким упором для водителя и достаточным пространством для пассажира. С запуском VX-1 справится и ребенок: просто поверните ключ, нажмите на рычаги тормозов - и стрелка спидометра скакнет до 120 км/ч и вернется обратно на «0», а затем на левом дисплее высветится «GO». Вот теперь можно стартовать – в полной тишине. Трогается с места скутер не очень прытко, но крутишь ручку дальше – и ускорение впечатляет. Похоже, заводские данные не врут! По крайней мере, в городе динамики хватает. Но на автостраде ограничение в 100 км/ч вынуждает плестись в левой** полосе вместе с грузовиками, у которых тот же лимит – и при этом показатель остатка пробега неумолимо стремится к нулю.

Создатели электроскутера не скупились: вилка Mazocchi, тормоза Brembo, шины Pirelli. Впрочем, платить покупателю.

Подъемы скутер преодолевает уверенно, а на спуске можно включить систему рекуперации*** – для этого надо крутануть ручку «газа» от нулевого положения «от себя», преодолевая сопротивление пружины. Впечатление такое, будто вы нажали на тормоз – боюсь, что на скользкой поверхности и до блокировки заднего колеса недалеко. По крайней мере, подтормаживать на спуске нет нужды. По утверждениям сотрудников компании, система рекуперации увеличивает запас хода на 14%. Кстати, если крутануть ручку от себя, когда скутер стоит, то включается задний ход – очень удобно для разворота в ограниченном пространстве.

Vectrix приятен на ходу, он быстро ускоряется, чтобы затем с комфортом катить на «крейсерской максималке». В согласии с мотором работают и подвески; центр тяжести расположен низко, и машину не сбивали с траектории даже встреченные в повороте неровности дорожного полотна. Передний щит и ветровое стекло дают хорошую защиту от набегающего ветра, причем в списке опций – как «зимний» ветровик, который шире и на 20 см выше, так и укороченное стекло для малорослых водителей. Еще одно проявление заботы о владельце скутера – своеобразный «резерв»: даже если вы не обратили внимание на показания заряда батареи и остатка пробега и дадите им упасть до нуля, то машина еще может двигаться какое-то время, хотя и с очень малой скоростью. Единственный серьезный недостаток аппарата – в том, что он… тихий. Лишь в режиме рекуперации слышно жужжание, но оно не сравнится с шумом двигателя внутреннего сгорания. Придется внимательно следить за пешеходами, особенно за школьниками и старушками, переходящими дорогу где попало! Впрочем, создатели скутера учли и это: при слабом нажатии на кнопку сигнала раздается деликатное предупредительное «бип-бип» и только если надавить как следует, раздастся громкий гудок.

Безусловно, Vectrix VX-1 – очень интересный аппарат, динамичный и практичный. Теперь ему предстоит побороться за сердца и кошельки покупателей. Но перевести с бензина на электричество консервативных европейцев, пожалуй, сложнее, чем все скутеры мира.

* В Великобритании электротранспорт имеет налоговые послабления – прим. ред.

VECTRIX – ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ?

Американская компания с европейской штабквартирой в Риме и заводом во Вроцлаве, в Польше, основана в 1996 году Эндрю Магауаном, заядлым яхтсменом и крупным авиационным специалистом (до этого он работал в корпорации Lokheed над истребителем Stealth). Его авторитет в авиации подтверждает тот факт, что в 1997 году он заключил с Lokheed соглашение: он продолжает оказывать корпорации консультации, а взамен та предоставляет ему 20 инженеров – из тех, что работали с ним над проектом Stealth. За десять лет они истратили 50 миллионов долларов, получили шесть патентов и создали электроскутер Vectrix VX-1. Вообще-то Магауан рассчитывал продать проект кому-либо из крупных производителей скутеров – например, Piaggio. Но никто не заинтересовался, так что Эндрю пришлось самому налаживать производство и сбыт. А чтобы добиться успеха, он решил пригласить на пост исполнительного директора человека, который знал бы толк в изготовлении и маркетинге мотоциклов – хотя бы и с ДВС. Этим человеком стал Карло Ди Бьяджо, с 2000 по 2003 годы возглавлявший Ducati. Ди Бьяджо превратил Vectrix из частной компании, принадлежавшей 175 вкладчикам, в публичную акционерную, выставив акции на Лондонской бирже, довел капитализацию фирмы до 250 миллионов долларов, начал в январе 2007 года производство в Польше, создал сеть магазинов электроскутеров. Но несмотря на то, что Vectrix VX-1 понравился покупателям (среди них – звезды Джей Ленно и Леонардо Ди Каприо, а также Нью-Йоркский департамент полиции), сочетание высокой цены, ошибок в маркетинге и производственных проблем в Польше привело к провалу. В первый год компания рассчитывала изготовить 2002 скутера, но сделала только 550, а дилеры продали всего 123 машины. В итоге фирма закончила год с убытком в 50 миллионов долларов, а стоимость акций упала на 95%.

Поэтому Ди Бьяджо ушел в отставку, и его сменил Майкл Бойл, специалист по антикризисному управлению (вскоре ушел и основатель компании Магауан, и Бойл стал президентом компании). Майкл ухитрился снизить цену скутера с 11000 до 8750 долларов, уволил половину из 300 работников компании и в три с лишним раза увеличил сеть сбыта. Кроме того, в январе этого года Vectrix показал на мотор-шоу в Нью-Йорке модель VX-2 ценой всего 5195 долларов (фактически это китайский E-Max 110, но с разработанным в США дизайном). Увы, пока эти меры компанию не спасли, и завод во Вроцлаве, выпустивший в целом 2300 электроскутеров, стоит. Сейчас компания в поиске стратегической альтернативы, или, проще говоря, выставлена на продажу – но покупатели не спешат, что не удивительно в нынешней экономической ситуации. Да, ее специалисты создали совершенный – хотя и не дешевый – продукт, а вот коммерческий успех им поймать так и не удалось.

VECTRIX RMOTO SUPERBIKE – ЭЛЕКТРОПОРНО: КРАСИВО, НО НЕ ЕЗДИТ

Все мы согласны с тем, что планету надо срочно спасать от человека, но при этом слово «экология» вызывает у нас зевоту: дескать, «экологичный» – значит, скучный и унылый. Лучшее опровержение таких заблуждений – Vectrix rMOTO Superbike, сенсация Миланского мотосалона 2007 года. Автор этого проекта – Роб Брейди, основатель и владелец дизайн-ателье Robrady Design. Это одна из элитных американских студий промышленного дизайна, выполняющая заказы таких компаний, как Yamaha, Polaris, Segway, Suzuki, Volvo Penta, Evinrude. В числе ее проектов – и электроскутер Vectrix VX-1. Но rMOTO зародился по инициативе самого Брейди, поначалу под маркой Robrady Motorcycles. А затем случилось неизбежное: эскизы попали на глаза боссов компании Vectrix, и те решили, что им не хватает как раз такого шоу-стоппера. Техническую сторону проекта прорабатывали инженеры Vectrix во главе с Питером Хьюзом. Они решили, что установка электромотора в заднем колесе, как у скутера VX-1, даст слишком большую неподрессоренную массу, так что двигатель постоянного тока (60 кВт/82 л.с.) закреплен в раме, а привод на заднее колесо – через четырехступенчатую коробку передач и зубчатый ремень. Вместо примененного на скутере никель-металл-гидридного аккумулятора – более эффективный литий-ионный. Впереди стоит «перевертыш» Mazocchi, задняя подвеска – с моноамортизатором Sachs. 17-дюймовые колеса обуты в шины Pirelli Diablo Supercorsa. Переднее – с тормозными дисками, закрепленными на ободе. Машина весит 204 кг, из них 64 кг приходится на аккумулятор. Заявленная максимальная скорость – 200 км/ч, прохождение четверти мили (402 м) с места – за 12 с, а запас хода – от 200 км на скорости 40 км/ч до 70 км при 120 км/ч. Но все это – пока на бумаге: Vectrix rMOTO Superbike все кочует по выставкам, но пока так и не ездит. И хотя компания пообещала выпустить 500 таких электробайков, как только будут собраны заказы на всю партию (минуточку... по 55 000 евро за штучку!), не спешите хвататься за кредитку. Я сперва потребовал бы тест-драйва! А в нынешнем своем виде аппарат, уж извините за ассоциацию, как утонченное электропорно: до обалдения красиво, но катацца низзя!

Подпишитесь на «За рулем» в