По завету ломоносова — журнал За рулем

По завету ломоносова

ПО ЗАВЕТУ ЛОМОНОСОВА

ОБЛОМИЛСЯ МЕТЧИК

Читатели живо откликнулись на призывный клич Палыча — «у-йе»: судя по всему, с поломкой метчика сталкивались многие.

Ответы одних проникнуты состраданием к Палычу: его жалели, понимая, как легко потерять авторитет у клиентов. Другие же ругали за то, что не рассверлил на полмиллиметра отверстие под новую резьбу, за плохой инструмент, справедливо пеняя на ненадежность сварки метчика с шестигранником.

Ну а как насчет конструктивных предложений? Их немало — от заслуживающих внимания до несерьезных. Начнем с последних. По предыдущим задачам конкурса мы уже поняли — желающих высказаться всегда больше, чем тех, кто знает, о чем идет речь! Нет, мы не против такого «расклада» — это оживляет обсуждение. Хотите пример? Шпильки, о которых говорится в задаче, на двигателе ЗМЗ-402 ввернуты в резьбовые гнезда, а те — на дне глубоких отверстий — колодцев чуть большего диаметра. Хотя метчик у Палыча и оказался плохо сварен со стержнем, само это решение — не случайное. Видно, длинного («машинного») метчика у мастера не было, вот и пришлось удлинить обычный.

Не обратив внимания на эти «пустячки», добрый десяток читателей предлагает... «вывинтить выступающий (!) обломок» газовым ключом. Или предварительно приварить к нему гайку, стержень и т. п. (А то Палыч сам бы не догадался, будь такое возможно!).

Понимая, что обломок метчика скорей всего заклинен, умельцы предлагают налить в канал масла (в том числе касторки), олеиновой кислоты, солярки, керосина, заодно хорошенько обстучать огрызок. Можно, считают другие, нагреть блок паяльной лампой или горелкой градусов до 150–200 — глядишь, метчик освободится!

Ну а как потом вывинтить? Тут опять читатели разделились — на тех, кто знаком с конструкцией, и тех, кому некогда. Вот остроумное предложение сделать простейший «торцовый» ключ... из ножки стула. Это дерево произрастает в каждом российском доме — и прочностью превосходит дуб, бук, самшит. Даже знаменитому эбеновому дереву даст сто очков вперед: только вколоти три дюбеля — и ключ готов. Один лишь недостаток — в «колодец» не войдет. Другие читатели прислали эскизы подобных ключей из металла. Минус у многих тот же.

«Продвинутые», как нынче говорят, технологи предложили... высверлить твердый обломок (HRC > 60) — конечно же, не простым, а алмазным сверлом! Но как сделать, чтобы оно не ушло в сторону, не продырявило мягкий алюминиевый блок? Дрелью — не выйдет.

Сильнее других поразил наше воображение студент уважаемого вуза, предложивший высверлить (!) в метчике целый ряд (!) отверстий, да еще так, чтобы потом вывернуть обломок шлицевой отверткой. Похоже, в обучении есть перекос в сторону высоких технологий — о «земном» размышляют мало.

Самые изощренные способы ремонта навевают воспоминания о популярном сериале «Скорая помощь». Предлагается вырезать кусок блока с обломком, выбить метчик (теперь-то зачем?), образовавшуюся прореху заварить аргоном, обработать. Последняя стадия — сделать отверстие и нарезать новую резьбу. Только и всего. Вас смущает аргонно-дуговая сварка? Полноте, в стране столько развалившихся предприятий ВПК — там и не такое можно купить!

Самый простой и очень надежный способ удалить обломок — химический. Еще М. В. Ломоносов, счастливо избежавший ремонта автомобильных двигателей, говорил: «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие...»

Студент ЛПИ Андрей Пономарев удалил обломок шпильки раствором азотной кислоты (примерно 10-процентным). Алюминий от нее не страдает. Налил в отверстие, часа через два удалил образовавшиеся соли, промыл дистиллированной водой, снова налил кислоту... Два дня — и дело сделано! Так же, только гораздо быстрее, растворится и обломок метчика — настолько, что его остатки легко вынуть.

Хорошо Андрей учил школьную химию. Результат — премия!

ЗАДАЧА ДВЕНАДЦАТАЯ

ВОПЛЬ ОТЧАЯНЬЯ

По осени, прослышав о небывалом грибном изобилии, я оседлал «четверку» и, несмотря на дожди, двинулся на промысел. В полутора часах езды — леса что надо! И верно: когда свернул с шоссе на мягкую, усыпанную размокшей хвоей колею, разом про сырость забыл. Стоят березы одна другой краше, как в шубы, одетые... опятами! Море опят! Надев сапоги, схватил корзину, ножик — и вперед! Дело я знаю: режу одни шляпки, «деревянистые» ножки нам ни к чему...Оглянуться не успел, а корзина уже полна. В багажник ее! Беру другую...

К полудню — проблема: куда грибы класть? Решил перекусить, а заодно поразмыслить. И тут, накрывая «на стол» (старый «За рулем» поверх пенька), я оплошал. Выложил огурчики, помидорчики, колбаску... и захлопнул ключи в машине! Перочинный ножичек — в корзинке с грибами, а та — в багажнике. Вокруг — лес. Тишину нарушает только дятел на елке. Издевательски стучит, стервец, будто знает о моих грешках. Ведь хотел же еще года полтора назад закрепить запасной ключик «в доступном месте», как советовал журнал! Да так и не сделал этого.

Короче, мужики, мне сейчас не до помидорчиков. Могу, конечно, разбить стекло, но жалко. А тут, как назло, дождик снова зарядил. Покурить бы в салоне, послушать, как он барабанит по крыше, а не по лысине...

Караул, мужики. Выручайте!

Архивная статья
 3408
Оцените материал
0:0
Загрузка...