Вези и смотри

ВЕЗИ И СМОТРИ

НА ПАРКОВКУ СТАНОВИСЬ

В мегаполисах приходится "ловить" миллиметры, втискиваясь в ряд автомобилей у тротуара. Здесь помогают системы, получившие название "парктроник".

В бамперы встроены ультразвуковые датчики (по четыре в переднем и заднем), сканирующие пространство вокруг машины. Устройство срабатывает, когда до препятствия остается около 1,5 м: моргают светодиоды на панели приборов и дребезжит зуммер. Чем ближе объект, тем короче паузы между звуковыми сигналами и "краснее" лампочки. В 20 сантиметрах от препятствия машина начинает "голосить" постоянно. В некоторых автомобилях на дисплей перед водителем выводится картинка: машинка и разноцветные зоны, показывающие расстояние до препятствия, а звук для убедительности исходит из колонок штатной аудиосистемы.

Более сложные и чуткие устройства умеют распознавать объект не только сзади и спереди, но и по бокам. Таким парктроникам необходима, разумеется, более подробная информация, а следовательно, дополнительные датчики - минимум по шесть в каждом бампере.

КРУИЗ НА ЗАКАЗ

Первые устройства, поддерживающие заданную скорость, так называемые круиз-контроли, по сути, встраивали в механическую "цепь" (тягу или тросик) между педалью газа и дроссельной заслонкой.

Одна из древних конструкций работала так. Водитель орудовал специальной кнопкой в торце подрулевого переключателя. Нажал и отпустил - стрелка спидометра замерла на заданной отметке. Удерживая кнопку, можно разогнаться до выбранной скорости. Блок управления, сравнивая заданные параметры с фактическими, командовал шаговым двигателем, который управлял педалью акселератора. Человек мог вмешаться в работу системы, например, на обгоне.

В более поздних системах пневматическое устройство воздействовало непосредственно на дроссельную заслонку. Электромагнитный клапан, которым командовал блок управления, дозировал разрежение в полости управляющего механизма. Диафрагма вытягивала шток, связанный с приводом дроссельной заслонки.

Толчок развитию "круизов" дала электроника: она избавила от механической связи между педалью газа и двигателем. Управляющий блок общается теперь с компьютерами мотора и коробки передач. Такие устройства точнее, быстрее и, что немаловажно, компактнее.

Оставался один шаг до так называемых адаптивных систем, способных поддерживать не только заданную скорость, но и безопасную дистанцию. В переднюю часть автомобиля встроили "всевидящее око" - радар, работающий в режиме приема и передачи. По времени прохождения сигнала он вычисляет расстояние от автомобиля до объекта и информирует блок управления.

Водитель задает скорость, компьютер послушно удерживает стрелку спидометра на нужной отметке. Но если на пути медленный автомобиль, а вы не тормозите и не пытаетесь его обогнать, система "душит" двигатель, а при необходимости активирует тормоза. Путь свободен - вновь набирает заданную скорость.

Конечно, даже адаптивный круиз-контроль не позволяет отвлечься от дороги. Разработчики специально предупреждают: устройство создано, в первую очередь, для комфорта, а не для предотвращения аварий. Например, тормоза может "включить" лишь на 25% от максимальной эффективности. Нужно остановиться быстрее - давите на педаль сами. Кроме того, у системы довольно узкий кругозор: в поле зрения не попадает даже мотоциклист, движущийся в нескольких метрах от вас по краю того же ряда. Ввести в заблуждение умную технику может и попутный автомобиль на вираже: занимает соседнюю полосу, но становится "мишенью" радара.

КОСИТ ГОРЯЩИМ ГЛАЗОМ

Ксеноновые фары потихоньку теснят "галогенки". А в блок-фары все чаще ставят дополнительные лампы с поворотными рефлекторами. Адаптивный свет следует за поворотом руля, освещая "слепой" для обычных фар изгиб дороги. При подъезде к перекрестку, когда водитель включил указатель поворота, одна из фар отклоняется, освещая обочину и прилегающую дорогу. Но ведь при перестроении из ряда в ряд свет, бьющий в сторону, может помешать другим водителям! Чтобы этого избежать, электроника отслеживает скорость автомобиля.

ВИЖУ, СЛЫШУ, ПОМОГУ

Очевидно, уже в ближайшее время "органы чувств" станут еще совершенней. В Германии утвержден проект "Инвент" (INVENT - "разумный транспорт и полезная техника"), в котором участвуют БМВ, "Даймлер-Крайслер", "Фольксваген", "Бош", "Сименс" и прочие гранды индустрии. В ближайшие несколько лет они обещают научить автомобиль ориентироваться в дорожной ситуации, предупреждать ошибки водителя. Конечно, его роль в управлении останется главенствующей, заявляют руководители проекта, электроника призвана лишь помогать в сложных случаях.

Одна из систем будет контролировать прохождение поворотов и перестроения. Электронный помощник учтет влияние бокового ветра, уклон дороги, ее неровности и внесет коррективы еще до возникновения критической ситуации.

Скрасить жизнь в пробках поможет функция "стоп энд гоу". Встав в хвост колонны, вы нажимаете специальную кнопку, а дальше машина сама управляется с двигателем и тормозами. Остается лишь изредка покручивать баранку. Впрочем, "Бош" работает над модернизированной системой ESP, стабилизирующей автомобиль не только действием тормозов, но и рулевого управления.

Участники проекта разрабатывают и еще более сложные устройства, например, позволяющие избежать аварий на перекрестках. Компьютер с помощью инфракрасных и тепловых камер, радаров, лазерных и ультразвуковых датчиков заранее "осмотрит" территорию и просчитает дорожную ситуацию (знаки, светофоры, расположение автомобилей и пешеходов). Если на пути возникает препятствие, а водитель не предпринимает решительных действий, система берет управление на себя: снижает скорость, а при необходимости даже экстренно тормозит.

В недалеком будущем с пробками будут бороться... сами автомобили. Переговорив с другими машинами в радиусе километра, ваш экипаж соберет необходимую информацию и, проанализировав ее, проложит путь по наименее загруженным улицам. А еще машины будут предупреждать друг друга об опасности - скользкой дороге или упавшем за поворотом дереве...

Автомобили становятся внимательнее, превосходя чуткостью и даже прозорливостью венец творения - человека. Мы ведь не умеем читать мысли на расстоянии и просчитывать ситуацию с компьютерной скоростью. Зато умеем рассуждать, чувствовать и... создавать машины, которые делают нашу жизнь легче и безопаснее.

При парковке водитель БМВ 7-й серии больше смотрит на дисплей,

чем в заднее стекло.

Третий глаз - радар круиз-контроля на " Ауди А8" встроен в передний бампер.

Адаптивный круиз-контроль "Фольксвагена-Фаэтон" заглядывает вперед на 180 метров и работает до скорости 180 км/ч.

Автомобили уже учат рулить и самостоятельно парковаться. Электроника точнее человека впишет машину между другими авто.

На повороте адаптивные фары освещают 89 м трассы, обычные ксеноновые - 65 м,

а галогенные - лишь 53 м.

Картинка из ближайшего будущего: автомобили предупреждают

друг друга о пробках.

Подпишитесь на «За рулем» в