Дело о кучке грязи
ЧЕМ ЗАКОНЧИЛСЯ ВИЗИТ НА РЫНОК
В тот день Ильдар А. решил устроить себе выходной – домашних дел накопилось немало. Да и супруга уже не раз пилила: пора съездить на строительный рынок, купить обои – ремонт в новой квартире идет полным ходом… Служебные дела позволяли: сначала махнули на один «стройрынок», потом на другой, а по пути решили заскочить и на продовольственный. Чтобы подъехать к нему, надо повернуть налево: Ильдар включил поворотник и остановился. Но не прошло и десяти секунд, как почувствовал скользящий, но довольно ощутимый удар – переднее левое крыло его ФИАТа зацепила «31-я» «Волга» с синими номерами. Из остановившейся метрах в двадцати машины вышли двое в милицейской форме и принялись осматривать царапины «Волги». Потом старший из них, с погонами подполковника, двинулся на Ильдара и с ходу стал во всем его винить – не включил указатель поворота, при перестроении резко вильнул в сторону, и пошло-поехало. От неожиданного напора А. сразу не нашелся что возразить – уж очень активен был служитель порядка. «Сейчас гаишники приедут и увидишь, кто прав!» – закончил свой монолог милицейский офицер и сел в машину.
Экипаж ДПС подъехал довольно быстро – видимо, его вызвали по рации из служебной машины. Подполковник дал указания своему водителю и уехал на прибывшей за ним другой «Волге». Обычные измерения рулеткой, фотографирование сотрудниками ДПС места происшествия и повреждений автомобилей – оформление происшествия не заняло много времени.
Спустя четверть часа Ильдару предложили подписать схему дорожно-транспортного происшествия. Помня советы ЗР не пренебрегать в этом случае даже мелочами, он обратил внимание на то, что после удара из-под крыла ФИАТа вывалилось несколько кусков засохшей грязи; они так и лежали у переднего колеса, но вот на схеме их не оказалось. «Зачем всякую ерунду рисовать, когда здесь и так все ясно», – пробурчал инспектор, но А. настоял, и кучку осыпавшейся грязи все-таки обозначили. Как выяснилось потом, очень кстати.
Когда машины убрали с проезжей части и водители написали объяснения, гаишник пригласил Ильдара к себе в машину, где объявил, что составляет на него протокол. «Как же так? Я же стоял на месте и меня ударила «Волга», – возмутился пострадавший. На что инспектор ответил заученной фразой: «В группе разбора разберутся». В результате на свет появился протокол с таким текстом. «Водитель Ильдар А. … перед поворотом, перестроением налево, не включил левый указатель поворота, не убедился в безопасности маневра, в результате чего совершил столкновение с а/м GAZ 3110 г/номер м 0082 50 под управлением Филатова Н. М., движущегося слева в попутном направлении». На языке Правил дорожного движения это означает: не было выполнено требование пункта 8.1. Разбор был назначен спустя неделю.
МИЛИЦИОНЕР ФИЛАТОВ НА РАЗБОР НЕ ЯВИЛСЯ
Решив, что с таким протоколом в ГАИ он окажется мальчиком для битья, Ильдар пришел за советом в редакцию и попросил, чтобы кто-то сопровождал его в группе разбора. Как это часто бывает, времени, чтобы досконально изучить материалы дела и подготовиться к защите, не было; единственное, что успел – оформить у нотариуса доверенность на право представлять интересы Ильдара в качестве защитника. Без этого документа в ГАИ с юристом даже не стали бы разговаривать.
Разбор назначили на 11 часов, но г-н Филатов не явился – видимо, посчитал ненужным терять время, когда «и так все ясно». У Ильдара было двое свидетелей, но их мы решили пока не приглашать – при необходимости заявим соответствующее ходатайство. Кстати, так можно будет выиграть время для тщательного изучения материалов дела.
У двери отдела образовалась большая очередь. Это грозило потерей целого дня в ГАИ, что нас никак не устраивало, и мы написали ходатайство начальнику отдела ГИБДД: «В связи с большой очередью попасть в указанное время в кабинет № 311 было невозможно, поэтому, в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, просим назначить новую дату рассмотрения нашего дела, о чем уведомить водителя А. в установленном порядке». С такой бумагой (составленной в двух экземплярах!) мы отправились к начальнику отдела. Его на месте не оказалось, нас принял заместитель, и уже через пять минут мы сидели в группе разбора. Нам повезло.
Первое – надо было внимательно ознакомиться с материалами дела, о чем я сразу и заявил. Меня, пусть это не удивляет, интересовало, в первую очередь, отражена ли в схеме та самая кучка грязи и место ее расположения. Это было отнюдь не праздное любопытство. При столкновениях автомобилей обычно образуется осыпь грязи, как это имело место и в нашем случае, но, если бы автомобиль Ильдара в момент столкновения двигался, он бы эту осыпь непременно переехал. По схеме же было четко видно: грязь осыпалась кучкой в нескольких сантиметрах перед колесом. А раз так, то никакого маневра Ильдар не совершал; может, только собирался это сделать. Поэтому и пункт 8.1 к нему неприменим. Конечно, на одном этом защиту построить нельзя, но данное обстоятельство существенно облегчало задачу.
Весьма помогли и фотографии места происшествия, которые сделал сотрудник ГИБДД (к сожалению, камеры у них встречаются довольно редко, даже в Москве). На снимках отчетливо видно, что «Волга» находится на встречной полосе. Вот только вменить это в вину ее водителю было невозможно. Из схемы происшествия следовало, что дорога хоть и была шириной около 12 метров, разметки не имела. А раз так, то водители самостоятельно определяют количество полос. Значит, формально водитель «Волги» мог считать дорогу двухполосной, а в этом случае выезжать на «встречку» Правилами не запрещено.
КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ПДД
Разбор происшествия напоминал соревнования по знанию Правил дорожного движения. Основным доводом милиционера было то, что ФИАТ стоял под углом к краю проезжей части и даже если и не двигался, то все равно его водитель нарушал пункт 8.1 Правил, так как должен был убедиться в безопасности своего маневра заранее. Мы же доказывали, что водитель «Волги», перед тем как выезжать на встречную полосу, тоже должен был убедиться в безопасности своего маневра (тот же пункт 8.1) и вообще обязан действовать «таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда» (пункт 1.5 ПДД).
Очень на руку нам сыграли и показания водителя «Волги». В объяснении он написал, что Ильдар «шарахнулся» от автобуса, который стоял на остановке и ударил «Волгу» в заднюю дверь. Опровергнуть это можно было только при помощи свидетелей. После почти часа жарких споров мы отправились смотреть повреждения ФИАТа. Но тщательный осмотр не дал ничего. В конце концов, руководитель группы разбора принял решение перенести встречу на неделю и обязательно вызвать второго участника ДТП.
Через неделю мы были в ГАИ уже во всеоружии. Предварительно составили ходатайство о допросе двух свидетелей – супруги Ильдара, с которой он ехал в машине, и работника рынка (он присутствовал при инциденте). Вообще-то, обязанность водителей искать свидетелей дорожно-транспортного происшествия закреплена пунктом 2.5. К сожалению, редко кто об этом вспоминает. А юридически показания свидетелей, будь то близкие родственники или абсолютно незнакомые люди, равны (статья 26.11).
К нашему удивлению, водитель-милиционер вновь в ГАИ не явился. Видимо, это сыграло решающую роль. Через минуту было подписано постановление: производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях А. состава административного правонарушения.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Можно было бы, конечно, бодро написать, что, мол, «в очередной раз справедливость восторжествовала», что подполковник милиции посрамлен. Только вот стопроцентной победой результат не назовешь. Фактический виновник аварии оказался безнаказанным. К тому же участники ДТП находились в разных условиях. Первоначальный протокол, составленный на Ильдара А. (фактически незаконный, как показал разбор), если бы его не отменили, стал бы основанием для выплаты страховой компанией Ильдара стоимости ремонта «Волги». А значит, в будущем году ему пришлось бы платить за свою страховку больше. Водителю же «Волги» вообще до страховки дела нет – машина-то государственная!
Когда мы вышли из ГАИ, Ильдар рассказал, что сегодня снова видел ту же «Волгу» № м 0082 50. Точно так же «впритирку» она объехала его ФИАТ по встречной полосе и умчалась, пока Ильдар и другие стояли у светофора в ожидании зеленого света. Так что кому-то неприятности еще предстоят.