Единую методику по ОСАГО могут пересмотреть

Управление ФАС Татарстана потребовало от Российского союза автостраховщиков изменить порядок расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО. Причиной обращения стало неверное (по мнению УФАС) разделение страны на экономические регионы.

Напомню, что сейчас при определении стоимости восстановительного ремонта берется средний ценник на запасные части. Причем средняя цена определяется по экономическому региону. Таких на сегодня тринадцать.

Управлению антимонопольной службы Татарстана не понравилось, как определяется стоимость запасных частей. Выдав специальное предписание Российскому союзу страховщиков, в управлении рассчитывали на изменение подхода.

Причем в один экономический могут входить несколько обычных регионов. Например, в Центральный экономический регион помимо Москвы и Подмосковья, входят еще десять областей.

Так вот, УФАС Татарстана посчитало, что такое укрупнение не отвечает реальной экономической картине. Дескать, в одной экономической зоне, но разных субъектах РФ цены на запчасти могут сильно различаться.

Российскому союзу автостраховщиков (РСА) было выдано предписание об устранении такого недостатка.

Проживая в одном из 85 субъектов, пострадавший в аварии автоматически будет отнесен к одному из 13 уже других регионов, экономических. В одной экономической зоне могут находится сразу несколько регионов географических.

Вот только не учли в УФАС Татарстана, что методика расчета стоимости восстановительного ремонта определяется Банком России. Причем сама Единая методика полностью этим требованиям и соответствует.

РСА обратился в Арбитражный суд Татарстана с заявлением о признании незаконными актов Татарстанского УФАС. Однако, первую инстанцию РСА проиграл. Дальше союз обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, которая в результате была удовлетворена. УФАС Татарстана и ФАС России обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Поволжского округа, в удовлетворении которых было отказано 5 сентября 2017 года.

В некоторых автосервисах жалуются, что ценники из Единой методики сильно занижены. А по сути, цены на запчасти и стоимость нормочаса являются среднерыночными.

Таким образом, действующая Единая методика по сути признана законной и обоснованной. Несмотря на это, в самом союзе не исключают необходимости изменения подхода в определении стоимости ремонта.

«Возможно, мнение УФАС рационально, однако, когда составлялись справочники, РСА действовал в соответствии с единой методикой, в которой эта позиция не была отражена на тот момент», - пояснил президент РСА Игорь Юргенс.

Для того, чтобы расчет цен на запасные части был актуальным для пострадавших, необходимо изменить подход к определению цен на запчасти.

В РСА не исключают смену подхода к определению стоимости запасных частей. Насколько это изменит ситуацию на рынке, и поможет ли сервисменам не уходить в минус и зарабатывать, а пострадавшим получать качественно отремонтированный автомобиль, сказать пока сложно.

Например, при формировании справочника средней стоимости запасных частей брать за основу данные интернет-магазинов. Ведь сейчас, по сути, рынок запасных частей сместился именно в этот сегмент.

Останется ли существующее сегодня деление на экономические регионы, или будет просто пересмотрен подход к разделению на разные зоны, мы узнаем в ближайшее время.

Подпишитесь на «За рулем» в