Автомобиль в виде дивана, алмазные подвески и прекрасное далёко


«Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба, если только нужда не заставит взяться за лом и лопату.

Иван Гончаров. Симбирск. 1849 год»

От чего человек устает больше всего?

Убежден: от безделья.

Убить время тяжело. Кое-что наблюдаю ежедневно: толстозадый охранник, еще совсем не старый, целый день пялится на два экрана. Со стены орет телевизор, а перед носом лежит айпед с мультяшками. К вечеру охранник сильно устает.

Концепт-кар от Вольво напоминает койку на колесиках. Мыслящее существо лежит в узкой капсуле и куда-то едет. Точнее сказать, его везут – управлять такой бибикой не нужно. Вольво не виновата – она подстраивается под потребности человечества.

Концепт-кар: мечта "настоящего водителя". Сел в машину, снял ботинки, натянул одеяло -- ура, поехали!

Хорошо известен забавный вопрос про невкусную рыбу в магазине. Мол, покупатели жалуются: привозная рыба - невкусная. Что делать? Стали вместо замороженной возить живую – все равно невкусная! В итоге поняли: нормальная рыба – это та, которая все время двигается, а не сачкует в трюме корабля, где никакого стимула двигаться нет. И тогда в трюм стали запускать… хищную рыбу! И неважно, что она кого-то она сожрет: зато оставшаяся рыба станет нормальной!

C каких-то пор мне стало казаться, что жизнь в условиях дефицита, очередей и всяческих бытовых проблем была той самой хищной рыбой.

Да, тебя могут сожрать, но выживший остается "вкусным".

Он двигается, он мечтает. Он не захочет ездить в спальной машине с автопилотом – ему интересно управлять ей, и он мечтает именно об этом. Да это уже и не машина, а какой-то обломовский диван из произведения лентяя Гончарова.

Это памятник обломовскому дивану в Ульяновске-Симбирске. А подпись - вот такая: «Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба, если только нужда не заставит взяться за лом и лопату. Иван Гончаров. Симбирск. 1849 год»

По телеку в семидесятых шла передача «А ну-ка, парни!» – кстати, ее автором и первым ведущим был тот самый Ворошилов. Молодые мужики выжимали штангу, дрались врукопашную, гоняли на «жигулях». Передачу смотрели семьями – за таких парней болели. И даже В.Высоцкий упомянул ее в стихах про телепрограмму...

Это он когда-то придумал передачу "А ну-ка, парни!" До розыгрыша денег дело еще не дошло.

Потом — ударники в хлебопекарне
Дают про выпечку до двадцати.
И вот любимая — «А ну-ка, парни!».
Стреляют, прыгают… С ума сойти!

В. Высоцкий

Еще была фантастика. Молодые Стругацкие славили личностей, героев. Быков, Дауге и Юрковский покоряли Урановую Голконду, Горбовский на «Тариэле» шел к Тайе. Затертые книжки в библиотеках проглатывали как отличники, так и двоечники.

Прекрасное будущее было однозначно лучше настоящего, но настоящее всеми силами показывало тебе это самое будущее! "Прекрасное далёко", так сказать. Сделать то, что не сумеет другой, прийти туда, где ты до смерти кому-то нужен – это по-мужски!

ССКР - понятная аббревиатура?

Какая современная книга или какой фильм показывает нам обалденно интересное, привлекательное будущее? Каким, к примеру, будет автомобиль? А вот тем самым и будет - как на картинке! Разве что летать обучится...

Кстати, господа фантасты дружно прошляпили такую мерзость как "социальная сеть" и себяшечки с флешмобами. Эдакое лекарство от скуки. Нечем заняться - ищи единомышленников по ничегонеделанью. Сними сам себя с голой задницей на фоне храма и поделись этим с человечеством - станешь героем. В глазах таких же, как ты сам. А все эти гагарины, венеры, туманности - да ну их... Да и не факт, что в этой туманности заработают фейсбуки - фото задницы на фоне черной дыры или сверхновой затеряется в пространстве.

Вообще-то, Землю захватила странная формация хомо сапиенсов. Недавно вычитал про новую культуру - наконец-то мне объяснили, что это такое. Дескать, если какой-нибудь Микеланджело выискивал подходящую глыбу мрамора, чтобы освободить спрятанного в ней Давида, а Страдивари с Гварнери искали новые рецепты лаков, извлекающих уникальные звуки из скрипок, то современный "творец" просто клепает то, чего до него никто не делал. Так сказать, по приколу. Собственное дерьмо в стеклянной банке, подвешенной под абажуром, к примеру.

Почему так? А вспомним про хищную рыбу. Разжиревшие глубоко за центнер сапиенсы всем своим видом показывают, что нет такой рыбы. За интересной книгой не надо бежать в библиотеку. Жратву привезет курьер. Телеящик изрыгает свой спам круглосуточно. Дорогу показывает нафигатор.

О чем это говорит? О том, что при отсутствии щуки в аквариуме вся остальная рыбешка становится "невкусной".

На диване спокойнее.

Вот и получается, что настоящим фантастом был как раз Гончаров со своими диванами и обломовыми. А вовсе не молодые Стругацкие. И автомобиль из "прекрасного далёка" будет как раз в виде обломовского дивана - с подушками, микропроцессорами и унитазами.

А скакать на лошади сотни верст, чтобы спасти честь дамы, привезя назло вредному попу желанные стекляшки с далекого острова - это не круто. Надо было просто распечатать их на 3D-принтере и выставить загулявшей даме счет за услуги. Не сходя с дивана.

Жаль, что Стругацкие сами испугались своих молодых фантазий, предпочтя им будущее сталкеров и жуков в муравейнике. Вот несколько цитат из их ранних творений:

"Я постараюсь умереть раньше, чем не смогу работать…"(Юра Бородин)

" …недавно я познакомилась с одним школьным учителем. Он учит детей страшным вещам. Он учит их, что работать гораздо интереснее, чем развлекаться. И они верят ему. Ты понимаешь? Ведь это же страшно!" (нехорошая Маша Юрковская)

"Жизнь даёт человеку три радости, тёзка. Друга, любовь и работу. Каждая из этих радостей отдельно уже стоит многого. Но как редко они собираются вместе!" (Григорий Дауге)

И последняя цитата - как раз в тему, про рыбу:

"Рыба ищет, где глубже, а человек — где хуже." (Иван Жилин)

С такими мыслями я согласен



Подпишитесь на «За рулем» в