Две станции "Смоленская" —- откуда что берется? — журнал За рулем

Смоленские тайны московского метро

Смоленские тайны московского метроС первого взгляда мне показалось, что это —- вестибюль «Кировской» (ныне — «Чистые пруды». Ан нет...
С первого взгляда мне показалось, что это —- вестибюль «Кировской» (ныне — «Чистые пруды». Ан нет...

Обнаружив на старом фото вестибюль родной «Кировской» (ныне — Чистые пруды»), я долго не мог сообразить, с какого ракурса сделан снимок, и как привязать увиденное к сегодняшней реальности. Вроде бы, все знакомое. Вот трамвай разворачивается, опоясывая Чистопрудный бульвар. Вот рельсы убегают дальше, на зеленеющий вдали Сретенский бульвар и возвращаются обратно — это позже их сдуру уберут…

А ясности все равно нет. Куда, например, подевался здоровенный дом справа? И где спряталась улица Кирова — она же Мясницкая?

Так, сяк — ну никак не получается.

А разгадка была простой: древний объектив выхватил когда-то очертания совсем другого вестибюля! Это не «Кировская», а… «Смоленская»! Точнее, ее восточный вестибюль.

Как я мог перепутать? А вы сравните вот с этим фото:


Смоленские тайны московского метроЭто —- не «Смоленская», а «Кировская», она же — «Чистые пруды»
Это —- не «Смоленская», а «Кировская», она же — «Чистые пруды»

Смоленские тайны московского метроА вот это — «Смоленская».
А вот это — «Смоленская».

А вот другой ракурс:

Смоленские тайны московского метроС такого ракурса «Смоленская» более узнаваема: ее выдает «квадратно-гнездовая боковина». Украшают здание товарищи Сталин и Каганович...
С такого ракурса «Смоленская» более узнаваема: ее выдает «квадратно-гнездовая боковина». Украшают здание товарищи Сталин и Каганович...

Сейчас-то я уже не перепутаю круглые окна-иллюминаторы «Кировской» с квадратно-гнездовым решением «Смоленской». Да и колонны, если приглядеться к старым фото, разные. Разная и судьба станций — одна трудится с первых секунд работы московского метро по сей день, а вторая погибла, будучи совсем молодой…

И не только погибла сама, но и потянула за собой своих коллег.

ВЕСТИБЮЛЬ С НЕСЧАСТНОЙ СУДЬБОЙ

Сходство двух вестибюлей не случайно: чувствуется почерк одного мастера. «Кировскую» делал Н.Я. Колли, а «Смоленскую» — его ученик, С.Г. Андриевский. Упомянутый вестибюль находился… посредине Садового кольца! В разных источниках станцию называют то «Смоленская», то «Смоленская площадь», но, насколько мне известно, окончательно был принят именно первый вариант.


Смоленские тайны московского метроВид сверху на нынешнее Садовое кольцо в районе МИД. Платформа «Смоленской» расположена как раз поперек магистрали
Вид сверху на нынешнее Садовое кольцо в районе МИД. Платформа «Смоленской» расположена как раз поперек магистрали

Изначально наземных вестибюлей «Смоленской» было два: восточный Андриевский разместил в центре Смоленской площади — как раз посредине Садового кольца, а западный — в районе Николощеповских переулков, которые целы и сегодня. Трудно сказать, о чем при этом думали градоначальники, утверждавшие размещение станций, но несчастный восточный вестибюль, так похожий на «Кировскую», снесли почти сразу после открытия: уже… в 1937 году! Причина простая: расширение Садового кольца!

Колли тоже упомянут в числе создателей станции

Колли тоже упомянут в числе создателей станции

Действительно, глядя на сегодняшнее сумасшествие Садового кольца, трудно представить себе толпы народу в его центре. Но западный вестибюль, казалось бы, мог ни о чем не беспокоиться: его хата была с краю. Однако же в середине пятидесятых его также ликвидировали: сегодня этом месте стоит огромный дом с башенкой — загадочное нестандартное сооружение И.В. Жолтовского. Именно в него и встроили новый вестибюль.

А как же сама станция? Ей пришлось изрядно поволноваться за свою судьбу. Поначалу все было более-менее спокойно: вестибюль посреди Садового кольца сломали, но он, как тогда было принято, находился на значительном удалении от станции. Смысл в этом был простой: по наружному расположению вестибюля противник не должен был мгновенно вычислить местонахождение станционных путей и платформ. Поэтому от вестибюля под землей шел длинный коридор вдоль нынешнего Садового кольца, утыкавшийся в подземную галерею, которая тянулась параллельно станции к противоположным лестницам. Когда несчастный вестибюль уничтожили, коридор тоже стал ненужным — и его законсервировали. Но не сломали! Галерея тоже оказалась не у дел: ведь у станции остался только один вход с внешней стороны кольца. Поэтому выходы с нее на платформу замуровали, а галерее в 1959 году поручили новое задание…

Впрочем, мы сильно забежали вперед. Потому что еще в 1953 году «Смоленскую»… закрыли! А вместе с ней и всю ветку от тогдашней «Калининской» до «Киевской». «Смоленской» пришлось надолго — на пять лет- стать… подземным складом!

Как это возможно? Дело в том, что весь это участок был неглубоким — так называемого мелкого заложения. Да тут еще и Смоленский метромост у всех на виду… В общем, решили, что со стратегической точки зрения все это надо переделывать: вместо прежних 8 метров углубились примерно на 50. Именно на такой глубине расположена станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии, которую открыли в 1953 году.

А затем начальство опять передумало… Главный начальник, торжественно открыв великолепную станцию «Киевская», неожиданно начал борьбу с излишествами. Получилось почти как с теми зодчими, которые когда-то построили красивый храм и за то лишились зрения: чтобы не было в мире ничего лучше! В общем, 7 ноября 1958 года «Смоленскую» мелкого заложения открыли снова… А Филевской линии на долгие годы пришлось стать скопищем откровенно примитивных станций: «Студенческая», «Кутузовская» и т.п.

Смоленские тайны московского метроПо этой лестнице раньше можно было попасть на галерею. Теперь она никуда не ведет.
По этой лестнице раньше можно было попасть на галерею. Теперь она никуда не ведет.

С той поры в московском метро так и соседствуют две пары станций с одинаковыми названиями, между которыми нет никаких переходов. Это «Смоленская» и «Арбатская». Порой путаются даже москвичи. Почему их до сих пор не переименовали — дело темное.

Смоленские тайны московского метроЗнаменитый дом с башенкой архитектора Жолтовского. Внизу —- нынешний вход на ту самую «Смоленскую»
Знаменитый дом с башенкой архитектора Жолтовского. Внизу —- нынешний вход на ту самую «Смоленскую»

Да, а как же галерея? А вот как: в 1959 году ей довелось стать первым в Москве… подземным пешеходным переходом!

Смоленские тайны московского метроКогда-то это была галерея, по которой пассажиры могли попасть на платформы «Смоленской» —- в любой ее конец
Когда-то это была галерея, по которой пассажиры могли попасть на платформы «Смоленской» —- в любой ее конец

Переход выглядит необычно: он непривычно глубокий и довольно странно смотрится:. Шаг колонн то и дело меняется, а в стене расположена неприветливая стальная дверь.

Смоленские тайны московского метроА вот и дверь в прошлое. Раньше там находился проход к вестибюлю «Смоленской», расположенному посреди Садового кольца. Сегодня там то, что называют служебными помещениями. Знатоки уверяют, что там тир
А вот и дверь в прошлое. Раньше там находился проход к вестибюлю «Смоленской», расположенному посреди Садового кольца. Сегодня там то, что называют служебными помещениями. Знатоки уверяют, что там тир

Эти двери скрывают то, что некогда было проходом в упомянутый выше коридор. Самое любопытное, что их частенько открывают, но не для посторонних. Там… стреляют! Но не пугайтесь: в бывшем коридоре, ведущем на уничтоженный вестибюль, теперь находится ведомственный тир!

Смоленские тайны московского метроЗдесь из-под ваших ног выскакивают поезда на Смоленский метромост
Здесь из-под ваших ног выскакивают поезда на Смоленский метромост

Когда ветку протянули до Киевского вокзала, появился метромост.

Смоленские тайны московского метроНу, это понятно —- чтобы не лазили. Метромост — это режимный объект.
Ну, это понятно —- чтобы не лазили. Метромост — это режимный объект.

Возле этого моста честный Деточкин когда-то перепиливал капкан, установленный злобными Семицветовыми. Но к метро прямого отношения это уже не имеет...

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
43:0

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: